Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Изотова Е.И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников

English version: Izotova E.I. Phenomenology of emotional development of modern preschoolers
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Представлены результаты исследования порога эмоционального реагирования и формы выражения эмоциональных реакций как структурных компонентов эмотивности. Описан авторский метод изучения возрастных и индивидуальных особенностей эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста (N = 96). Продемонстрирована связь между чувствительностью к определенным группам антецедентов и реактивностью (направленность, модальность, валентность и интенсивность реакций). Показано, что эмоциональные проявления детей 5–7 лет носят преимущественно открытый характер (открытая форма реагирования), характеризуются средней и высокой степенью интенсивности, а также имеют дифференцированные пороги возникновения эмоций различной модальности и валентности.

Ключевые слова: эмотивность, эмоциональность, дошкольник, эмоциогенная ситуация, антецедент, порог эмоционального реагирования, модальность эмоций, эмоциональное развитие

 

Сочетание индивидуальных особенностей, характеризующее уникальность и неповторимость психического развития человека, во многом определяет характер и содержание этого развития, стиль жизни и общения, представления людей о мире и о себе. Индивидуальные варианты развития детей соотносятся и с индивидуализацией их эмоциональной сферы.

Для расширения представлений о факторах и механизмах эмоционального развития мы исследовали эмотивность как индивидуальную характеристику, имеющую в своей структуре экспрессивный (выразительный) и импрессивный (переживательный) компоненты.

Понятия «эмоциональность» и «эмотивность»

В теоретических источниках понятия «эмоциональность» и «эмотивность» употребляются преимущественно в одном значении – как обобщенные характеристики эмоциональной сферы человека в ее индивидуальных проявлениях [Изотова, Никифорова, 2004]. Различия обозначаются при определении их природы и структурных компонентов. Так, структура эмоциональности большинством исследователей определяется содержанием, качеством и динамикой эмоциональных переживаний [Небылицин, 1982; Ольшанникова, 1978], а структурными компонентами эмотивности являются порог эмоциональных реакций и их форма выражения [Саttеll, Sсhеiеr, 1961; Макдауголл, 1993].

В отечественной психологии эмоциональность традиционно рассматривается как одна из составляющих темперамента, которая характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных явлений [Небылицин, 1982].

Данные различия обосновываются индивидуальным соотношением эмоциональных свойств человека: эмоциональной возбудимости (впечатлительности по В.Д.Небылицыну [Небылицын, 1982]); эмоциональной ригидности – лабильности (переключаемости по А.Ф.Лазурскому [Лазурский, 1995]); эмоциональной устойчивости по Л.М.Аболину [Аболин, 1987] и неустойчивости [Фресс, 1975; Cattell, 1961]. Динамическая сторона индивидуальных проявлений эмоциональности была обозначена Б.М.Тепловым и В.С.Мерлином как быстрота и сила возникновения эмоциональных реакций [Теплов, 1946; Мерлин, 1973].

А.Е.Ольшанникова расширила и экспериментально обосновала структуру эмоциональности, представленную ее содержательными, качественными и динамическими свойствами [Ольшанникова, 1974, 1978].

Содержательные аспекты эмоциональности, с точки зрения автора,отражают явления и ситуации, особо значимые для человека. Это позволяет нам вплотную подойти к понятию эмоциогенной ситуации и рассматривать различные антецеденты (предметы, человека, ситуации) в качестве либо универсального, либо индивидуального эмоционального стимула.

Качественные свойства выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. Здесь мы видим пересечение с понятием эмоциональной черты, предложенное Р.Кеттелом, что позволяет нам предположить наличие модальностных порогов, величина которых зависит не только от реактивности нервной системы индивида, но и от эмоционального опыта субъекта переживаний.

К динамическим свойствам А.Е.Ольшанникова относит особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения. Только в этом ракурсе мы получаем возможность характеризовать внешнюю сторону эмоционального процесса и перейти к экспрессивности как к выразительному компоненту переживания.

Таким образом, эмоциональностькак обобщенную характеристику индивидуализации эмоциональной сферы необходимо соотносить со свойствами темперамента, эмоциональным стилем (доминирующими эмоциональными чертами), а также с непосредственным эмоциональным опытом, фиксированным в эмоциональных представлениях человека.

В современных зарубежных исследованиях большее отражение находит понятие эмотивности как наиболее независимой и обьективной характеристики эмоциональной сферы. Термин эмотивности ввел Р.Б.Кеттел, описывая две формы феномена эмоций (состояния и черты), дифференцируя их по продолжительности и интенсивности эмоционального переживания [Cattell, 1961]. С его точки зрения, эмотивность – устойчивая эмоциональная характеристика индивида, природа которой лежит в пространстве личности, ее индивидуальных проявлениях.

По результатам современных экспериментальных исследований эмотивность(порог и форма эмоциональных реакций) определяет индивидуальное соотношение и проявление экспрессивного (выразительного) и импрессивного (переживательного) компонентов эмоций.

Так, дети с открытой формой выражения эмоций отличаются динамичностью, коммуникативностью, экспрессивностью, пластичностью при выражении радости, обиды или неудовольствия. Дети с закрытой формой эмоций – сдержанны в движениях и общении, спокойны, даже эмоционально холодны. У них наблюдается снижение эмоциональной чувствительности к позитивным эмоциогенным ситуациям (игра, соревнования) при ослаблении мимической активности, в некоторых случаях – до гипомимии. Дети с высоким порогом эмоций реагируют на негативный раздражитель только при длительности его воздействия, в то время как высокоэмотивные дети, с низким порогом, раздражаются, пугаются и расстраиваются по незначительному поводу и отличаются ярко выраженной мимической активностью [Изотова, Никифорова, 2004].

Необходимо отметить факт взаимосвязи эмотивности и образного содержания эмоциональных представлений ребенка. Так, высокоэмотивные дети характеризуются низкой степенью обобщенности и дифференцированности представлений об эмоциях, что объясняется доминированием их аффективной составляющей над когнитивной. То есть ребенок, чаще и глубже чувствующий (переживающий), имеет отдельные, разрозненные знания об эмоциональной сфере человека, и его эмоциональный опыт скорее мешает систематизации данных знаний, хотя, безусловно, углубляет их [Изотова, 1994].

Приведенные выше эмпирические данные отражают возрастную динамику эмоционального развития детей. В раннем возрасте эмоциональная лабильность и отсутствие эмоциональной устойчивости способствуют высокому эмоциональному реагированию. Социальная направленность эмоциональных реакций определяет открытую форму их выражения. Эмоции как сигнал благополучия и неблагополучия ребенка предназначаются взрослому, а значит должны быть им замечены.

В ходе дальнейшего развития (дошкольный и школьный возраст) социальные требования стимулируют снижение эмоциональной экспрессивности, независимо от степени эмотивности ребенка.

Существуют данные, подтверждающие зависимость формирования у ребенка формы эмоционального реагирования (открытой и закрытой) от конкретного содержания социальной ситуации его развития. Так, модель экспрессивного поведения значимых взрослых, национально-культурные особенности выражения эмоциональных состояний могут модифицировать величину порога и форму реагирования как основных характеристик эмотивности ребенка.

В контексте нашего исследования эмоциональная возбудимость наряду с эмоциональной отзывчивостью определяют порог эмоционального реагирования, понятие, введенное К.Л.Изардом для обозначения индивидуальной чувствительности к эмоциогенным ситуациям, скорости и силы возникновения эмоций [Изард,1980]. Специфика эмоциональных реакций обозначается нами как форма эмоционального реагирования (совокупность экспрессивных проявлений в определенной эмоциогенной ситуации).

Эмпирическое исследование эмотивности

Цель исследования: категоризация эмоциогенных стимулов, значимых для данной возрастной группы; дифференциация направленности и интенсивности эмоциональных реакций детей; констатация индивидуальных особенностей эмоционального реагирования.

Проводилось наблюдение по авторской схеме [Изотова, Фахрутдинова, 2013] за эмоциональными реакциями детей в соответствии с группами антецедентов различной степени значимости, направленности эмоциональных реакций, а также степени интенсивности их экспрессивных проявлений.

Методы

Выборка

В исследовании принимали участие 96 детей, воспитанников государственного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад» N 136 Юго-Западного административного округа Москвы. Из них 46 детей из старшей группы (возраст от 5,4 до 6,0 лет) – 24 девочки и 22 мальчика; 50 детей из подготовительной к школе группы (возраст от 6,1 до 7,3 лет) – 30 девочек и 20 мальчиков.

Методика исследования

Для изучения порога и формы эмоциональных реакций как структурных единиц эмотивности мы использовали метод наблюдения, критериальная схема которого была нами разработана и апробирована на подготовительном этапе исследования (см. табл. А Приложения).

Наблюдение выражения эмоциональных состояний осуществлялось в соответствии с пятью группами экспрессивных средств: мимические средства, включающие активизацию одного или двух мимических паттернов (верхнего, нижнего); пантомимические средства, включающие различные позы и их совокупность; звуковые (отдельные звуки, смех, плач) и речевые средства (интонационные, темповые, лексические); двигательные реакции (психомоторные средства), включающие поведенческие действия – подпрыгивание, обнимание, поглаживание, закрывание лица руками и пр.; вегетативные реакции с ярко выраженными внешними проявлениями (покраснение кожи, изменение частоты дыхания и сердцебиения, слезоотделение, активизация потоотделения и пр.).

В качестве антецедентов мы использовали значимые для детей дошкольного возраста эмоциогенные ситуации, большинство которых являются естественными и дублируются практически ежедневно (режимные моменты, расставание / встреча с родителями, взаимодействие со сверстниками и педагогами). Только одна группа ситуаций нами была спровоцирована – группа «сюрпризные моменты», хотя методика проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) позволяет решить и эту организационную задачу (см. табл. 1).

Таблица 1
Классификация групп эмоциогенных ситуаций, значимых (эмоционально чувствительных) для детей старшего дошкольного возраста

Эмоциогенные ситуации, инициирующие эмоциональные проявления
1. Сверстники 1.1. Сверстник ударился, упал, получил травму
1.2. Победа в соревнованиях
1.3. Проигрыш в соревнованиях
1.4. Конфликт из-за игрушки
1.5. Приняли в игру
1.6. Не приняли в игру
2. Педагоги 2.1. Игнорирование педагогом конфликта, проблем и просьб ребенка
2.2. Похвала, поощрения за достижение
2.3. Наказание, отрицательная оценка достижения
3. Члены семьи 3.1. Прощание с родителями утром
3.2. Встреча с родителями вечером
4. Режимные моменты 4.1. Прием пищи
4.2. Сборы на прогулку (одевание)
4.3. Подготовка к дневному сну
5. Сюрпризные моменты 5.1. Появление новой игрушки, игрового оборудования в группе
5.2. Получение незаявленного приза за достижение
5.3. Появление нового человека в группе (сверстника и взрослого)



Отдельные эмоциональные проявления в одной из областей, паттернов, реакций каждой из групп выразительных средств оценивались нами в 1 балл. Совокупные проявления экспрессии, как то активизация всех мимических паттернов, поведенческие комплексы, задействование речи и интонационных характеристик и пр. оценивалось в 2 балла.

Таким образом, высокая интенсивность эмоциональных проявлений (экспрессивность) оценивалась в 7–10 баллов, средняя – в 4–6 баллов, низкая – в 1–3 балла, набранным по всем представленным группам средств. При этом нами обозначалась ведущая группа выразительных средств как для определенного антецедента, так и в среднем значении по всем эмоциональным реакциям во всех эмоциогенных ситуациях.

Закрытая форма эмоционального реагирования, то есть минимальные или отсутствующие проявления эмоций, фиксировались нами при значениях от 1 до 3 баллов (низкая экспрессивность). Открытая форма эмоционального реагирования, то есть очевидные и выраженные эмоциональные проявления, обозначались нами при значениях от 4 до 10 баллов (средняя и высокая экспрессивность).

Результаты и обсуждение

Согласно полученным данным, ведущим средством выражения эмоций является мимика, то есть активизация одного или обоих мимических паттернов (верхний, нижний). Близкие результаты получены по группе вербальных средств (речевых и интонационных), затем с небольшим отрывом – двигательных. Маловостребованной в реагировании оказалась группа пантомимических средств как самая статичная форма выражения эмоций (см. табл. 2).

Таблица 2
Представленность групп выразительных средств в эмоциональном реагировании (средний балл по выборке при max = 10)

Группа средств Средний балл
мимических 9,5
пантомимических 5,9
вербальных 8,0
двигательных 7,6
вегетативных 6,1



Большинство детей выборки, независимо от их возраста, продемонстрировали открытую форму эмоционального реагирования. В группе детей 5–6 лет высокой степенью экспрессивности отличаются 76% подвыборки, в группе детей 6–7 лет – 80%. Что касается закрытой формы реагирования, то 24% (5–6 лет) и 20% (6–7 лет) внутри возрастных подвыборок составляют дети с эмоциональной невыразительностью (см. рис. 1, 2).




Рис. 1. Распределение (процентное соотношение) открытой и закрытой форм эмоционального реагирования детей 5–6 лет в соответствии с группами эмоциогенных ситуаций.
Примечания. Группа «сверстники» – 1, группа «педагоги» – 2, группа «члены семьи» – 3, группа «режимные моменты» – 4, группа «сюрпризные моменты» – 5.




Рис. 2. Распределение (процентное соотношение) открытой и закрытой форм эмоционального реагирования детей 6–7 лет в соответствии с группами эмоциогенных ситуаций.
Примечания. Группа «сверстники» – 1, группа «педагоги» – 2, группа «члены семьи» – 3, группа «режимные моменты» – 4, группа «сюрпризные моменты» – 5.


Общая закономерность возрастной динамики форм эмоционального реагирования заключается в сохранении их пропорционального соотношения по причине индивидуальной и социальной обусловленности степени выражения эмоциональных состояний. Тем не менее можно говорить о расширении выразительного арсенала детей при переходе от пяти- к семилетнему возрасту за счет вербального, в том числе интонационного, сопровождения эмоций и высокой мимической активности, как непроизвольной, так и произвольной.

Необходимо отметить, что наиболее выразительны, экспрессивны дети в ситуациях взаимодействия со сверстниками, а также в неожиданных для них ситуациях с условием позитивного прогноза и отсутствием угрозы любого свойства. Наименее выразительны дошкольники в ситуациях встречи и расставания с родителями (членами семьи) в условиях детского образовательного учреждения, а также при выполнении некоторых режимных мероприятий.

Совокупность значений степени интенсивности реагирования позволяет говорить о чувствительности ребенка к тем или иным антецедентам, то есть причинам эмоции и ее контекстной заданности. Это позволило нам выделить группы значимых эмоциогенных стимулов для детей старшего дошкольного возраста, а также дифференцировать значимые антецеденты для детей 5–6 и 6–7 лет (см. табл. 3, 4).

Таблица 3
Эмоциогенные ситуации высокой и низкой значимости для детей 5–6 лет

Группа
антецедента
Ситуация Степень значимости
(баллы)
Эмоциогенная ситуация высокой значимости
Сверстник (2) Победа в соревнованиях 8,9
Сюрприз (5) Получение незаявленного приза за достижение 8,8
Сюрприз (5) Внесение новой игрушки, игрового оборудования в группу 8,7
Сверстник (1) Приняли в игру 8,2
Эмоциогенная ситуация низкой значимости
Режим (4) Подготовка к прогулке, сборы 5,8
Семья (3) Прощание с родителями утром 5,5
Режим (4) Прием пищи 3,5
Педагоги (2) Игнорирование педагогом конфликта, проблем ребенка, просьб ребенка 3,2

Примечания. Номера в скобках соответствуют нумерации в классификации эмоциогенных ситуаций в таблице 1.


Таблица 4
Эмоциогенные ситуации высокой и низкой значимости для детей 6–7 лет

Группа
антецедента
Ситуация Степень значимости
(баллы)
Эмоциогенная ситуация высокой значимости
Сюрприз (5) Получение незаявленного приза за достижение 9,4
Сверстник (1) Победа в соревнованиях 9,2
Сверстник (1) Проигрыш в соревнованиях 9,1
Педагоги (2) Похвала педагога за достижение 8,7
Сюрприз (5) Внесение новой игрушки, игрового оборудования в группу 8,6
Сверстник (1) Приняли в игру 8,6
Сверстник (1) Конфликт из-за игрушки 8,3
Сверстник (1) Сверстник ударился, упал, получил травму 8,3
Сверстник (1) Не приняли в игру 8,0
Эмоциогенная ситуация низкой значимости
Семья (3) Прощание с родителями утром 4,8
Режим (4) Прием пищи 4,6

Примечания. Номера в скобках соответствуют нумерации в классификации эмоциогенных ситуаций в таблице 1.


Представленные таблицы иллюстрируют высокую значимость для детей старшего дошкольного возраста антецедентов групп «Сверстник» и «Сюрпризные моменты», инициирующие в равной степени у детей 5–6 лет и 6–7 лет эмоциональные реакции высокой интенсивности (от 8 до 9,4 балла) различной валентности и модальности. Причем особо значимыми эмоциогенными ситуациями являются для детей победа в соревнованиях и получение не заявленного педагогом приза как публичного подтверждения их социальной компетентности, статусности.

В совокупности эмоциогенные ситуации по своей значимости для дошкольников распределились следующим образом (по мере снижения значимости): сюрпризные моменты, сверстники, педагоги, семья, режимные моменты (см. рис. 3).




Рис. 3. Распределение степени значимости эмоциогенных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с группами антецедентов (средний балл по выборке при max = 10).


В процессе изучения эмотивности мы также выделили пороговые значения эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что величина порога как характеристика устойчивости-неустойчивости, реактивности-стабильности во многом обусловлена чувствительностью ребенка к определенным эмоциогенным ситуациям либо объектам переживаний. Если в качестве стимула, провокатора эмоциональной реакции выступает значимый для ребенка антецедент, то можно ожидать снижения порога реагирования, независимо от силы и длительности провокационного воздействия.

В рамках нашего исследования при общих низких пороговых значениях реагирования, что характерно для дошкольников, хотя и более младшего возраста, снижение или повышение порога демонстрировал практически каждый ребенок в зависимости от индивидуальной значимости той или иной эмоциогенной ситуации.

Таким образом, полученные результаты позволили нам не только констатировать условную величину порога эмоциональных реакций, но и обосновать его различия индивидуальной значимостью эмоциогенной ситуации для ребенка.

Тем не менее, опираясь на результаты анализа динамики пороговых значений эмоциональных реакций, можно обозначить тенденцию повышения порога реагирования (увеличения латентного периода реакции, необходимости интенсификации эмоциогенной провокации), обусловленную возрастными изменениями эмоциональной сферы, ее социализацией. Особенно это актуально для привычных, повторяющихся в жизни ребенка ситуаций, предполагающих социально поощряемую схему реагирования и поведенческих сценариев (помощь сверстнику, прощание с родителями), а также для ситуаций, активизирующих защитные механизмы психики ребенка (см. рис. 4).



Рис. 4. Схема динамики пороговых значений эмоционального реагирования.


Кроме контекстности эмоционального реагирования (эмоциогенной ситуации), по результатам исследования мы смогли выделить направленность эмоциональных реакций (объект реакций или его отсутствие). Так, эмоцию может вызывать как сама ситуация в целом, так и конкретные объекты (предмет, человек), имеющие высокую значимость или эмоциональную нагрузку. Для детей дошкольного возраста в этом качестве могут выступать любимые или новые, не освоенные ими игрушки, а также статусные сверстники, значимые члены семьи или члены педагогического коллектива (см. табл. 5).

Схема наблюдения позволяет также констатировать ведущую модальность эмоционального реагирования и его валентность (знак). О доминировании той или иной эмоциональной реакции, эмоциональной черты можно говорить в случае ее дублирования во всех группах эмоциогенных ситуаций (см. табл. 4).

Таблица 5
Дифференциация направленности и содержания эмоционального реагирования (ЭР) детей в соответствии с антецедентами

Модальность, валентность (+/–/н) эмоционального реагирования
(н = нейтральное)
Направленность
ЭР
1. Сверстники 1.1. Сочувствие (+), сопереживание (+), нейтральное отношение (н) Человек,
ситуация
1.2. Радость (+), гордость (+)
1.3. Печаль (–), обида (–), зависть (–), злость (–)
1.4. Злость (–), обида (–), ревность (–)
1.5. Радость (+), счастье (+), нейтральное отношение (н)
1.6. Огорчение (–), обида (–), злость(–)
2. Педагоги 2.1. Грусть (–), обида (–) Человек,
ситуация
2.2. Радость (+), счастье (+),гордость (+)
2.3. Горе, обида (–), нейтральное отношение (н)
3. Члены семьи 3.1. От негативного (горе, обида) к нейтральному (–/н) Человек,
ситуация
3.2. Радостное возбуждение (+), нейтральное состояние (н)
4. Режимные моменты 4.1. Отвращение (–), нейтральное (н), удовольствие (+) Ситуация
4.2. Злость (–), нейтральное (н), радостное возбуждение (+)
4.3. Беспокойство (–), нейтральное состояние (н)
5. Сюрпризные моменты 5.1. Удивление (+), любопытство (+), интерес–возбуждение (+) Человек,
предмет
5.2. Удивление (+), радость (+)
5.3. Удивление (+), любопытство (+), настороженность (–)

Примечания. Нумерация эмоциогенных ситуаций соответствует классификации в таблице 1.


В соответствии с данными, представленными в таблице, можно констатировать ведущие для каждой группы антецедентов объекты эмоционального реагирования. Преимущественно это направленность на человека, что может быть обосновано высокой мотивированностью испытуемых на межличностное взаимодействие.Доминирующая положительная модальность для всех групп антецедентов – радость, радостное возбуждение; отрицательная модальность – обида, злость. Отсутствие реакций или нейтральное отношение ребенка к ситуации связано чаще всего с более высокими пороговыми значениями.

Доминирующей валентностью реакций детей данной выборки является положительный знак эмоций, преимущество которых определяется позитивной направленностью реагирования детей дошкольного возраста в неопределенных ситуациях (сюрпризных моментах). Детям свойственно позитивное эмоциональное предвосхищение в данных ситуациях, по этой причине они демонстрируют скорее любопытство, чем настороженность. Если исключить группу ситуаций, связанных с сюрпризными моментами, то доминирующая валентность для данной выборки сменит знак с положительного на отрицательный, что связано с высокой представленностью негативных эмоций в ситуациях соревновательного или оценочного характера.

Заключение

Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту (6–7 лет) сопровождается тенденцией роста пороговых значений эмоционального реагирования по отношению к большинству групп антецедентов, за исключением ситуаций соревновательного и оценочного характера.

Индивидуализация эмоционального поведения дошкольников выражается в дифференциации пороговых значений эмоциональных реакций в соответствии с модальностями переживаемых эмоций. Подобная дифференциация связана с повышением индивидуальной значимости конкретных эмоциогенных ситуаций.

Веерность эмоционального развития проявляется в поливариантных сочетаниях степени интенсивности выражения эмоционального состояния (экспрессивности) и эмоциогенной ситуации, то есть каждый ребенок демонстрирует свой экспрессивный максимум или минимум в соответствии с индивидуальной значимостью антецедента.

Эмоциональное реагирование детей дошкольного возраста характеризуется средним и низким порогом реакций практически по всем группам антецедентов. Особая значимость для дошкольников ситуаций, связанных с соперничеством со сверстниками и/или оценкой их достижений выражается в низких пороговых значениях их ситуативного реагирования.

Доминанта открытой формы эмоционального реагирования детей 5–7 лет обусловлена средней и высокой степенью их экспрессивности при ведущих мимических и вербальных (речевых и интонационных) средствах ее демонстрации.

В течение дошкольного периода развития может быть констатирована тенденция к снижению интенсивности эмоциональных проявлений (от пяти активизированных групп экспрессивных средств к трем) и к стандартизации эмоциональных реакций (закрепление и перенос социально поощряемых схем реагирования в разные эмоциогенные ситуации).

Предложенная схема наблюдения особенностей эмоционального реагирования детей может быть использована в качестве диагностического инструмента. Ее применение позволяет констатировать форму реагирования (открытую и закрытую); доминирующую группу экспрессивных средств (мимических, пантомимических, вербальных, двигательных и вегетативных) либо их интеграцию; условную величину порога эмоционального реагирования в различных эмоциогенных ситуациях; индивидуальную значимость различных антецедентов; направленность эмоциональных проявлений (основной объект реакций); валентность, ведущую модальность или модальностные диады эмоциональных реакций.

Приложение

Таблица A
Критериальная схема наблюдения эмоционального реагирования детей в различных эмоциогенных ситуациях

Обозначения в таблице:
I. Мимические средства (паттерны.
II. Пантомимические средства (поза).
III. Вербальные средства.
IV. Двигательные средства (действия).
V. Вегетативные реакции.
VI. Модальность и валентность реакций.
VII. Форма реагирования.

Группы
антецедентов
Интенсивность эмоционального реагирования (в баллах) VI VII
I II II IV V
один два одна
область
две и
более
звуки речь \
интонация
отд.
действие
комплекс
действий
одна
область
две и
более
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1.1.                        
N..                        
2.1                        
N..                        
3.1                        
N..                        
4.1                        
N..                        
5.1                        
N..                        
∑ значений                        



Литература

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Казан. гос. университет, 1987.

Изард К.Л. [Izard K.L.] Эмоции человека. М.: Моск. гос. университет, 1980.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сферы ребенка: теория и практика. М.: Академия, 2004.

Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Моск. пед. гос. университет, Москва, 1994.

Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.

Макдауголл У. [MacDougall W.] Различение эмоции и чувства. В кн.: В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер (Ред.), Психология эмоций. М.: Моск. гос. университет, 1993. C. 107–112.

Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. 2-е изд. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1973.

Небылицин В.Д. Темперамент. В кн.: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов (Ред.), Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Моск. гос. университет, 1982. С. 153–159.

Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. В кн.: В.В. Давыдов (Ред.), Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. С. 93–105.

Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности. Вопросы психологии, 1974, Nо. 3, 65–74.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947.

Фресс П. Эмоции. В кн.: Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. Вып. 5, с. 111–195.

Cattell R.B., Scheier I.N. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety. New York, NY: Ronald Press, 1961.

Поступила в редакцию 20 февраля 2013 г. Дата публикации: 23 июня 2013 г.

Сведения об авторе

Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент; ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Изотова Е.И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников. Психологические исследования, 2013, 6(29), 8. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Изотова Е.И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/833-izotova29.html

К началу страницы >>