Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений

English version: Avdulova T.P. Trends in socialization of teenagers in the context of information preferences
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Анализируются механизмы влияния средств массовой информации и коммуникации на социализацию современных подростков. В исследовании участвовали 97 подростков в возрасте 11–13 лет. Описаны взаимосвязи между показателями адаптации подростков и информационными предпочтениями; между отношением к родителям, учителям, сверстникам и доверием подростков к различным источникам информации. Представлены данные о взаимосвязях склонности к доминированию и дифференциацией интересов подростков.

Ключевые слова: подросток, информационные предпочтения, социализация, информационное пространство

 

Постановка проблемы

Основные изменения в обществе, влияющие на молодежь, связаны с социальными, технологическими изменениями, урбанизацией, расслоением общества, ростом эмоциональной напряженности и влиянием средств массовой информации. Включение подростков в общество происходит в условиях перераспределения влияния институтов социализации. Традиционные институты социализации эффективны при передаче традиционных же норм, знаний и ценностей, унаследованных от прошлых поколений. В ситуации постоянных изменений общественная система не только испытывает напряжение, но в силу своей ригидности перестает отвечать задачам адаптации личности в обществе. Динамично меняющееся окружение требует появления новых, более гибких и оперативно реагирующих на изменения институтов социализации. Именно таким институтом являются сегодня средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК). Современные институты социализации должны быть направлены не столько на усвоение уже имеющихся в культуре знаний и навыков (их объемы становятся беспредельны), сколько на способность ставить и творчески решать актуальные задачи, с которыми еще не сталкивались прошлые поколения, гибко оперировать источниками информации и уметь учиться.

Неотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы [Социализация детей и подростков, 2009]. Телевидение, Интернет, радио, печать играют ведущую роль в построении социального образа мира, охватывая колоссальную аудиторию и преодолевая любые барьеры – государственные, национальные, социальные [Андреева, 2005]. Одновременно информация реализует функцию социального контроля и регуляции общественной активности групп.

Роль информационного пространства в развитии сегодняшних подростков сложно переоценить. Собственно становление социальных аспектов развития человечества и формирование общества, как пишет Э.В.Сайко, во многом обеспечивалось установлением информационных связей, ростом значения информации по сравнению с ролью ресурсов [Сайко, 2010]. Распространенность СМИ увеличивается все больше, одновременно растет и время включенности в информационное воздействие. На сегодняшний день СМИ все чаще используются не сами по себе, а скорее параллельно другим видам активности, например прием пищи одновременно с просмотром телевидения или выполнение какой-либо работы под фоновое радио, или даже одновременное получение информации из новостных телепередач и с новостных сайтов Интернета, что позволяет сравнить и условно объективировать информацию [Daniel, 2006].

Социализация подростков включает формирование социальных представлений, целостного социального образа мира, компоненты которого все больше подсказываются средствами массовой информации, а зачастую и формируются через СМИ как институт социализации. Для подростков, перед которыми остро стоит задача ориентировки в мире взрослых, включения в полноценные, связанные с ответственностью и перспективными обязательствами социальные отношения, СМИ становятся источником не только социальных представлений, но и определенной программы действий, общественной ориентации и построения индивидуальных целей в будущем. Сензитивность подростков к информационному влиянию по сравнению с другими возрастными группами максимальна, а информация, полученная через СМИ, как подчеркивает Г.М.Андреева, «давно уже успешно конкурирует с информацией, предлагаемой в семье и школе», и образ подростка строится под непосредственным влиянием СМИ [Андреева, 2005, с. 279]. Важно отметить, что в отличие от традиционных институтов социализации влияние СМИ стихийно и спонтанно, а воздействие на личность носит относительно неконтролируемый характер.

Социализация подростков в информационном пространстве отражает не пассивное приспособление, а скорее активное построение образа себя в мире и картины мира. Преобладающую роль СМИ в психосоциальном развитии подростков исследователи видят в становлении идентичности [Daniel, 2006; Purvis, 2008]. Информация – средство познания подростком себя и окружающего мира. Задачи самоопределения и сепарации, построения целостного образа Я ведут к включению подростков во все более широкие пласты информационного пространства, ориентируя на альтернативные источники информации, сопряжение виртуального и реального миров.

Конечно, социализация не происходит непосредственно под влиянием СМИ. Информационное пространство нельзя назвать универсальным, а его влияние – причинным или линейным. Скорее, это процесс взаимодействия, когда представления СМИ строятся относительно присутствующих в обществе систем ценностей или настроений, в свою очередь, утверждая эти ценности в качестве доминирующих и распространяя их на более широкий круг людей. Во взаимодействии с этим влиянием подростки присваивают субъективно выбираемые нормы и ценности. Так, СМИ оказывают серьезное влияние на гендерную социализацию подростков. Взрослеющие юноши и девушки формируют свой полоролевой опыт, ориентируясь на послания СМИ.

Кардинальные преобразования социальной ситуации развития, изменения в области социальных и нравственных норм, ценностных ориентаций привели, по мнению Т.Д.Марцинковской, к «нарушению социальной стабильности и снизили уровень укорененности и социализированности людей» [Марцинковская, 2010]. Масштабность влияния СМИ и СМК на социализацию подростков ведет к росту альтернативности этого процесса, появлению все новых траекторий индивидуального развития.

Разнообразие СМИ и тех социальных позиций, которые они предлагают, создают для подростков новые формы социализации и индивидуализации, проявляющиеся в идентификации с определенной социальной позицией, в присоединении к мнению определенной социальной группы. С другой стороны, многообразие информации диктует необходимость альтернативного выбора, усиливая индивидуальную позицию и усложняя – обогащая процесс становления идентичности в ее разнообразных компонентах (этническая, социальная, личностная, профессиональная и др. идентичность).

Индивидуализация в информационном пространстве для подростков усиливается потребностью в создании собственной картины мира, которая лишь отчасти пересекается с миром взрослых. В этой связи подростки оказываются чрезвычайно чувствительны к новизне, к восприятию и присвоению информации, подаваемой как новое знание или объективно содержащей в себе элементы новизны.

Сложность информационного поля способствует изменению восприятия и мышления подростков, которые оказываются способны работать с неопределенной, множественной, плохо структурированной информацией, ранжируя ее и категоризируя. Наличие информации по определению уже предполагает ее обработку, систематизацию и включение в картину мира в отличие, скажем, от ощущений или стимулов. В свою очередь, на основании выбора определенного источника информации, как полагает Т.Д.Марцинковская, можно судить о группе идентичности и характере интересов подростка [Марцинковская, 2010].

Роль информационного влияния на социализацию двойственна. С одной стороны, информация обладает свойством организованности, структурированности, тем самым задавая модель организованности мышлению подростку и предлагая определенные варианты обработки и презентации информации. Но с другой стороны, как подчеркивает Г.М.Андреева, информация, предлагаемая СМИ, уже получила определенную интерпретацию и «в чем-то уподобляется информации, предлагаемой в школьных учебниках» [Андреева, 2005, , с. 252]. Остается принципиальный вопрос о том, какая ценностная позиция лежит в основе предлагаемой интерпретации информации, которая в любом случае теряет часть своей объективности. Специфичность информационного контекста задается ролью «автора», источника информации, который объективно является коллективным, массовым и оказывает на подростка групповое давление, выражая позицию определенного большинства к которому подросток стремится примкнуть (референтная группа). Тогда вопрос о ценностной позиции «автора» информации конкретизируется восприятием подростка этого коллективного источника информации, субъективным доверием (или недоверием), личностной значимостью источника информации.

В случае непринятия (когнитивного, эмоционального, ценностного) той или иной информации противостоять ей для подростка оказывается в силу возрастных особенностей непросто.

Важным механизмом социализации подростков является общение, которое также приобретает специфические формы в информационном пространстве, где само представление информации является коммуникацией, но коммуникацией специфичной, лишенной обратной связи и фактически исключающей взаимодействие. Е.И.Изотова подчеркивает, что современные средства сетевого общения не только расширяют сетевое общение, но и в некоторых случаях подменяют реальное общение виртуальным [Изотова, 2010].

Кроме того, для подростков чрезвычайно важной оказывается принадлежность группе, нередко группе виртуальной или отделенной от самого подростка расстоянием, а иногда и временем. Осознание включенности в группу происходит через разделение ценностей, установок референтной группы, восприятие себя как субъекта, признающего определенную групповую позицию. Средства массовой информации принципиально расширяют как возможности выбора референтной группы, так и информацию о характеристиках, установках и самопрезентациях выбранной группы.

Практическая безграничность источников информации не только повышает потенциальную компетентность подростков и автономность от взрослых, но и меняет структуру мышления, способствует формированию более открытого, «космополитичного» мировоззрения. Обратной стороной доступности информации становится ее обесценивание для подростков.

Очевидно, влияние информации на подростков определяется не только содержанием сообщения, но и его «авторством», формой презентации, субъективным восприятием себя в контексте информации, а также степенью доверия к коммуникатору. Соответственно осуществленному теоретическому анализу можно поставить, во-первых, вопрос о доверии подростков различным источникам информации, во-вторых, о субъективном представлении подростков о себе как о социальной группе и, наконец, о взаимосвязи информационных предпочтений с общими возрастными тенденциями в социализации подростков.

Развитие человека немыслимо в изоляции от культуры в целом и происходит относительно межсубъектных, социальных отношений. СМИ все чаще берут на себя роль фильтров моделей взаимодействий, усиливая и подчеркивая одни контексты и нивелируя или умалчивая другие. Одним из механизмов информационной социализации становится включение подростков посредством СМИ в молодежную субкультуру, где потребности в социальной и культурной идентичности удовлетворяются в рамках значимых групп, нередко маргинальных. Информационное пространство открывает новые возможности для поиска субкультурных групп и включения подростков в них посредством информационных технологий. Информационное пространство фактически становится агентом действия этих групп, предлагая внутри них обретение социального статуса, формирование «актуального» образа Я и поиск себя [Авдулова, 2010].

В психологии выделяют две модели влияния СМИ и СМК на подростков: непосредственное, прямое влияние, в основе которого лежат механизмы эмоционального заражения и обусловливания, и опосредованное индивидуальными и социальными факторами влияние [Марцинковская, 2010].

Многими исследователями высказываются утверждения о том, что СМИ разрушают стабильный и защищенный мир детства, ухудшают представления о справедливом мире и снижают чувство безопасности, представляя агрессивную информацию, связанную с массовым насилием, разрушениями и катастрофами как доминантную [Прихожан, 2010; Daniel, 2006].

Вместе с тем в психологии существует позиция, согласно которой информационное пространство является не столько риском, провоцирующим различные нарушения в психическом развитии, сколько ресурсом, который позволяет подросткам строить свою идентичность и компенсировать ресурсный дефицит в других областях социальной реальности, например компенсировать семейную ситуацию [Керделлан, Грезийон, 2006; Manusov, Jaworski, 2006]. Преимуществом развития подростков является адаптация к новым технологиям и информационным системам.

Сложные, многомерные конструкции современного информационного пространства могут эффективно изучаться только с позиций междисциплинарности и мультипарадигмальности, основываясь на теоретических основаниях различных областей теоретического психологического знания, в нашем случае – возрастной и социальной психологии, культурологии.

Информационное пространство, в которое включены подростки, неоднородно и с возрастом меняет свою структуру. Необходимо вооружать подростков средствами ориентации в этом пространстве и критериями объективного оценивания, сравнения, анализа получаемой информации. Только в этом случае информационное пространство становится действенным институтом социализации подростков и моделью позитивного включения нового поколения в общество.

Выборка и методы исследования

С целью изучения взаимосвязи информационных предпочтений подростков, а также степени доверия к различным источникам информации с особенностями общего процесса социализации нами совместно с Ивановой К.В. был проведен цикл исследований, направленных на изучение отношения подростков к различным СМИ, значения СМИ и СМК в жизни подростков, того влияния, которое оказывает информация на некоторые направления социализации, в частности отношение к семье, отношения со сверстниками, с учителями, включенность в референтную группу сверстников, включенность в ведущий для отрочества тип деятельности – интимно-личностное общение.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики: опросник «Информационная социализация» [Марцинковская, 2010]; методика диагностики социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) в адаптации А.К.Осницкого [Осницкий, 1996]; методика диагностики особенностей социализации современного подростка (Д.В.Ярцев) [Рогов, 2001]. В исследовании в общей сложности приняли участие 97 младших подростков, из них в возрасте 11–12 лет – 70 детей, в возрасте 12–13 лет – 27 детей.

Корреляционный анализ (коэффициенты корреляции r-Спирмена) данных проводился с использованием пакета программ SPSS 19.0.

Результаты и обсуждение

Общий уровень социально-психологической адаптации младших подростков нашей выборки относительно благополучный. Нормативным показателям соответствует 61% подростков, из них 22% демонстрируют высокий уровень адаптации. Оставшиеся 39% подростков по показателям методики К.Роджерса, Р.Даймонда можно охарактеризовать как дезаптированных. Наиболее благоприятная картина отмечается по таким показателям адаптации, как самопринятие и принятие других, а проблемной сферой оказалась эмоциональная комфортность.

Показатели социализированности у подростков в целом отражают благополучную картину постепенного включения в общество и сохранения позитивных отношений с ближайшим социальным окружением. Около 70% подростков демонстрируют позитивное отношение к семье (соответственно 32% подростков выражают негативное отношение к семье). Направленность подростков на семью значимо положительно связана с рядом показателей: использованием источника информации – родители; с выбором книги как источника информации, который поможет решить проблему. Традиционалистская ориентация на родительский авторитет распространяется и на традиционное уважение к книге. Направленность подростков на семью значимо отрицательно связана с ориентацией на информацию о шоу-бизнесе и информацию о будущем.

Практически все подростки заявляют о принятии школы (96%). Вопреки традиционному представлению о негативном отношении к школе подростки нашей выборки отнеслись в подавляющем большинстве к школе хорошо, правда, воспринимали ее как пространство интимно-личностного общения и возможность для включения в референтную группу. Включенность в референтную группу и включенность в интимно-личностное общение продемонстрировали одинаковое количество подростков – 82%.

Направленность подростков на интимно-личностное общение и включенность в референтную группу как показатели развития ведущей деятельности значимо положительно связаны с рядом показателей: уровнем адаптации подростков, уровнем самопринятия, принятием других и эмоциональной комфортностью. Традиционная включенность подростков в группу и направленность на общение положительно сказываются на межличностных отношениях и самоотношении.

Тем не менее больше трети подростков заявили о своем негативном отношении к семье и к социально-экономической деятельности (в различных ее проявлениях). С другой стороны, родители практически по всем аспектам жизни подростков оказываются в числе наиболее авторитетных и интенсивно влияющих источников информации. Тем самым представления о семье и детско-родительских отношениях как сфере определенной эмоциональной напряженности для подростков в нашем исследовании подтвердились. Около трети подростков отрицательно относится и к обществу, противоречиво воспринимая необходимость взросления и принятия социальных норм. Социализационная модель этих подростков может вызывать некоторые трудности.

Показательно, что негативное отношение к семье и негативное отношение к обществу демонстрируют разные подростки, нельзя объединить их в группу оппозиционно настроенных асоциализированных подростков. Направленность подростков на семью значимо отрицательно связана с таким показателем, как социально-экономическая деятельность. Вместе с тем представляют интерес именно различия в информационных предпочтениях подростков с магистральной тенденцией социализации и подростков, реализующих альтернативное отношение к социальному окружению.

Анализ информационных предпочтений подростков показывает различную популярность источников информации. Лидирует среди подростков Интернет как источник информации (17,2% выборов), далее следует телевидение (14,2%), первую тройку занимают родители, которых воспринимают как источник информации 12% подростков.

Наши данные хорошо согласуются с результатами других отечественных исследований. По данным В.С.Собкина, на сегодняшний день в структуре досуга московских школьников старших классов общение с компьютером занимает четвертое место (25,6%), отобрав львиную долю времени от таких занятий, как чтение и реальное общение с друзьями. Свыше 50% московских подростков-мальчиков (учеников 11-х классов) определяют Интернет как главный источник информации, за ним следует телевидение (39,5%), далее – книги (32,7%), на четвертом месте – друзья (29,6%). Учителя оказались на пятом месте (24,1%), а родители – на седьмом (13%) [Собкин, Евстигнеева, 2002]. Старшеклассники сами указывают нам на значимые для себя институты социализации, доверяя информационным сайтам и поисковым системам. Конечно, существуют гендерные особенности (девушки в меньшей степени подвержены влиянию компьютерных сетей) и географические различия (город – деревня и т.д.), но общая тенденция соответствует указанным данным.

С точки зрения интереса на первом месте для младших подростков стоит музыка (11,7%), далее – спортивная информация (11,2%), а третью позицию по привлекательности делят информация о семье и о моде (по 9,8% выборов в общей структуре интересов подростков). Наименьший интерес вызвали такие области, как экономическая информация (1%), религиозная (1,4%), политическая информация (1,8) и информация, связанная с будущей работой (1,8).

Преимущественный выбор музыки как наиболее привлекательной области традиционен для подростков и подтверждался в ряде других исследований [Авдулова, 2010]. Не вызывает сомнения, что музыка является областью информационного воздействия [Марцинковская, 2010]. Музыка несет в себе возможности эмоциональной разрядки и философский подтекст, который, сочетаясь с ритмом, мелодией и определенным звуковыми эффектами, создает для подростков условия для вчувствования в собственный мир, осознания переживаний и взаимосвязи собственной эмоциональной сферы с чувствами окружающих. Музыка через совокупность мелодии и слов дает ответы на фундаментальные вопросы отрочества о любви, смысле жизни, доверии и предательстве, пути в будущее.

Стоит добавить, что интерес в отношении музыки демонстрируют в равной степени как подростки с позитивными социализационными моделями, так и подростки с трудностями адаптации в обществе, то есть потребность в музыкальной информации и информации по поводу музыки оказалась единственной универсальной информацией в нашем исследовании, связанной с подростковым возрастом вообще.

С точки зрения интересов группу младших подростков можно охарактеризовать как политически и общественно пассивную группу, сосредоточившую интересы в области ближайшего социального окружения.

Важно, что подростки прекрасно ориентируются в содержании информации и дифференцированно подходят к выбору источника информации в зависимости от того, предназначена информация для серьезных, социально значимых целей или для целей развлекательных. При необходимости получения достоверной научной информации подростки ориентированы на Интернет (49%), телевидение (19,1%), родителей (14,8%) и совсем не используют такие источники информации, как личный опыт (0%), друзья (0%), радио (0%). При необходимости получения новостей пользуются источниками информации – телевидение (46%), Интернет (29,5%) и совсем не используют такие источники информации, как книги (0%), личный опыт (0%), учитель (0%). При необходимости получения развлекательной информации (о новинках моды, музыки, кино) подростки используют Интернет (46,2%), телевидение (33,3%) и совсем не используют такие источники информации, как родителей (0%), личный опыт (0%), книги (0%) и учитель (0%). Обнаружены статистически значимые связи между уровнем принятия других и использованием в качестве источника развлекательной информации друзей (коэффициент корреляции Спирмена r = 0,292, р < 0,05).

Если запросом является информация об отношениях между людьми, подростки нацелены на Интернет (30,7%) и друзей (26,5%). При необходимости решения сложных жизненных проблем подростки используют такие источники информации, как родители (53,4%) и друзья (16,3%). Подростки с высоким уровнем адаптации (r = 0,268, р < 0,05), самопринятия (r = 0,383, p < 0,01) значимо чаще склонны к использованию источника информации для решения сложных ситуаций – TV. В ситуации необходимости решения конфликтов с родителями подростки ориентируются на самих родителей (38,6%) и личный опыт (27,2%), а при необходимости решения конфликтов в школе – на родителей (40,4%) и друзей (21,4%). Готовность использовать преимущественно информацию, полученную от друзей, в случае конфликта с родителями обнаружили подростки с высоким уровнем самопринятия (r = 0,291, p < 0,05) и принятия других (r = 0,343, p < 0,05).

Важно, что подростки с высоким уровнем адаптации (r = 0,389, p < 0,01), самопринятия (r = 0,452, p < 0,01), эмоциональной комфортности (r = 0,342, p < 0,05) готовы обращаться к учителям как источнику информации по проблемам, возникающим в школьной жизни. Плохо адаптированные подростки совсем не обращаются к учителям.

При необходимости решения финансовых проблем подростки используют такие источники информации, как родители (46,1%), Интернет (30,7%) и личный опыт (17,9%) и совсем не используют такие источники информации, как телевидение (0%), друзья (0%), радио (0%), книги (0%) и учитель (0%).

Оценивая степень влияния на собственное поведение различных источников информации, подростки в большинстве своем выделили Интернет и родительское влияние и совсем не ориентировались на книги, учителей и радио. На поведение подростков влияют, по их собственному мнению, родители (41,3%) и Интернет (24%); на отношения со сверстниками – личный опыт (30%), друзья (25%), родители (20%); на отношения со взрослыми влияют родители (31,5%) и личный опыт (29%); на жизненные планы и представление о будущем влияют такие источники информации, как родители (34,7%) и личный опыт (21,7%); на выбор круга общения у подростков влияют личный опыт (45,6%), друзья (21,7%) и родители (19,5%). При этом чуть меньше 40% подростков заявляют о готовности принимать решения под влиянием рекламы.

Статистический анализ данных позволил обнаружить ряд значимых закономерностей в сопоставлении особенностей социализации и информационных предпочтениях подростков, доверии к различным источникам информации. Высокая интенсивность использования Интернета и частота обращения к Интернету по разным вопросам значимо положительно связана с позитивными моделями социализации, в частности с высоким уровнем адаптации (r = 0,306, p < 0,05), высоким уровнем самопринятия (r = 0,288, p < 0,05), высоким уровнем принятия других (r = 0,324, p < 0,05) и уровнем интернальности (r = 0,275, p < 0,05). Интересно, что подростки нашей выборки с высоким уровнем самопринятия и принятия других используют для решения сложных ситуаций личный опыт, воспринимая себя в качестве источника информации.

Обследуемые подростки с позитивным отношением по всем компонентам социализации (семья, школа, референтная группа, интимно-личностное общение, социально-экономическая деятельность) гораздо больше включены в информационные процессы, чем подростки с негативным отношением, демонстрируя высокую заинтересованность в информации, связанной с учебой (36%), спортивной информации (36%), информации о моде (36%). Одновременно позитивное отношение к одной из сфер является надежным предиктором принятия подростком других сфер социализации.

Правда, разнообразие интересов отмечается еще и у группы подростков с негативным отношением к общению, но в этом случае картина иная. Младшие подростки с нарушенным общением со сверстниками все без исключения заинтересованы в информации о моде (100%), в спортивной информации (100%), информации о культуре (100%), об учебе (100%), о музыке (100%), в познавательной информации (100%) и информации о природе и животном мире (100%). Такая позиция говорит не о разнообразии интересов, а скорее о непринятии исследования или определенной агрессивной настроенности.

Подростки с негативным отношением к школе включены преимущественно в такие информационные процессы, как получение информации о любви (66%). Это может говорить о некоторых компенсаторных потребностях в любви, принятии у подростков, не включенных в школьную жизнь и испытывающих сложности в школьной социализации, так как именно школьная социализация создает условия для развития ведущей деятельности отрочества. Схожую, потенциально компенсаторную картину мы обнаружили и в отношении информационных предпочтений подростков с негативным отношением к референтной группе. Доминирующим интересом этой группы подростков оказалась информация о природе и животный мир (50%), что не отмечалось больше ни у одной группы подростков.

Значимые положительные связи обнаружены между стремлением к доминированию и ориентацией на информацию об учебе (r = 0,328, p < 0,05), познавательную информацию (r = 0,381, p < 0,01), спортивную информацию (r = 0,288, p < 0,05). Для подростков с высоким уровнем эмоциональной комфортности значимый источник информации – друзья (r = 0,279, p < 0,05).

Значимо положительно связанными оказались и такие показатели, как направленность подростков на социально-экономическую деятельность, преимущественное использование источника информации «друзья» и ориентация на информацию о будущем.

Заключение и выводы

Современное информационное пространство стало активным участником процесса социализации подростков и источником развития личности. Значение Интернета в информационном пространстве развития позволяет говорить о всемирной сети как об общественной структуре, главными характеристиками которой стали социальность, открытость, интерактивность, то есть характеристики, в значительной мере удовлетворяющие процессу социализации подростков. Интернет-среда адаптируется под запросы социума.

Взаимодействие личности подростка с системными информационными средами носит не спонтанный характер, это индивидуализированный выбор, одним из факторов которого становятся семейные, межличностные и социальные отношения подростков. Можно высказать предположение о потенциальном влиянии особенностей общения на способ переработки информации, в частности, функциональное общение и потребительские ориентации могут вести к доминированию «клипового» мышления у подростков, а социальное общение – к контекстному и ассоциативному мышлению в обработке информации.

Связи информационного пространства и социализации подростков находят отражение в степени критичности восприятия информации и выборе стратегии поиска информации, а также использовании компенсаторных возможностей информации. Позитивные адаптационные модели социализации обеспечивают интенсивную включенность подростков в информационное пространство, дифференцированный выбор информации и поиск разнообразных смысловых связей. Информационная среда опосредует социализацию подростков множественными контекстами, нелинейными и неспонтанными переходами между информационными блоками, влиянием на формирование различных форм мышления и удовлетворением индивидуализированных потребностей подростков.

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Подростки с позитивными социализационными моделями активнее используют различные источники информации и демонстрируют более широкие интересы, чем подростки, реализующие негативные модели социализации. Подростки с позитивным отношением по категориям «семья», «школа», «референтная группа», «интимно-личностное общение» и «социально-экономическая деятельность» активнее используют различную информацию, проявляют высокий уровень познавательной активности.

2. Подростки с позитивными моделями социализации, активно решающие возрастные задачи развития, в большей степени ориентированы на Интернет как источник информации и используют его чаще, чем подростки с негативными моделями социализации, испытывающие сложности в тех или иных социальных или межличностных отношениях.

3. Подростки с выраженным стремлением к доминированию заинтересованы в получении информации в большей степени, чем подростки, не стремящиеся к лидерству. В информационном пространстве доминирующие подростки выражают наибольший интерес в отношении информации, связанной со спортом, учебой, и демонстрируют высокий уровень познавательной активности.

4. Выбор источника информации подростками четко дифференцируется в зависимости от содержания информации и целей ее использования. Развлекательную информацию подростки черпают преимущественно в Интернете и от друзей, научная проблематика связана с телевидением и Интернетом, а проблемы межличностных отношений совсем не ориентированы на СМИ, а решаются с привлечением мнения родителей, друзей и собственного опыта.

5. Наиболее авторитетным в жизни подростков источником информации являются родители, и именно родители выделяются подростками как реальный фактор влияния на разные сферы жизни. Вместе с тем отношение подростков к родителям в трети случаев противоречивое с точки зрения социализационных процессов.


Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 10-06-00262-а «Информационная социализация: междисциплинарный и мультипарадигмальный подход».


Литература

Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2010. N 4. C. 28–38.

Авдулова Т.П. Склонность к риску в отрочестве // Психология обучения. 2011. N 2. С. 43–52.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005.

Изотова Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка // Мир психологии. 2010. N 3. C. 102–112.

Керделлан К., Грезийон Г. [Kerdellant K., Gresillon G.] Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. N 3. C. 90–102.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2001.

Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва; Нальчик: Эль-Фа, 1996.

Прихожан А.М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. N 3. C. 135–141.

Сайко Э.В. Информация в пространстве-времени эволюции и формировании современного человека // Мир психологии. 2010. N 3. C. 3–12.

Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Виртуальная атака. Компьютер в подростковой субкультуре // Первое сентября. 2002. N 8. C. 2–7.

Социализация детей и подростков / под ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Прометей, 2009.

Daniel S. Socialization and Media. Encyclopedia of children, adolescents, and the media. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2006.

Levine K.J., Hoffner C.A.Adolescents’ conceptions of work. What is learned from different sources during anticipatory socialization? // Journal of Adolescent Research. 2006. Vol. 21(6). P. 647–669.

Manusov V., Jaworski A. Casting nonverbal behavior in the media: Representations and responses // The  SAGE handbook  of nonverbal communication. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2006. Part II: Factors of influence. P. 379–405.

Поступила в редакцию 20 мая 2011 г. Дата публикации: 31 декабря 2011 г.

Сведения об авторе

Авдулова Татьяна Павловна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Госпитальный Вал, д. 4, 111020 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421100116/0067.
[Последние цифры – номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

К началу страницы >>