Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

Зарембо Н.А. Особенности типичных трудностей вузовской адаптации выпускников сельских и городских школ

English version: Zarembo N.A. Features of typical difficulties of adaptation of rural and urban schools graduates to higher school education institutions
Северный (Арктический) федеральный университет, Архангельск, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования


Представлены результаты изучения типичных трудностей вузовской адаптации выпускников сельских и городских школ. Описаны данные, полученные при исследовании специфических адаптационных трудностей студентов в сфере физиологического и субъективного психологического дискомфорта, в интерперсональной и академической сферах. Это трудности в общении с сокурсниками, преподавателями, родственниками, соседями по общежитию и в учебной деятельности. Описаны также результаты исследования умений и навыков, нехватка которых обнаружила себя у первокурсников в период адаптации к условиям вуза. Данные об адаптационных трудностях получены при опросе 713 студентов, из которых 409 явились выпускниками городских, а 304 – выпускниками сельских школ.

Ключевые слова: сельская школа, городская школа, выпускник, вуз, студент, психологическая адаптация, адаптационные трудности

 

В процессе развития личности будущего специалиста важную роль играет начальный этап обучения в школе высшего образования. Поэтому из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями адаптации студентов к условиям вуза на первых этапах студенческой жизни [Боронина и др., 2001; Браун, 2007; Варламова, 2006; Васильева, 2000; Жаренкова, 2005; Зарембо, 2010, 2012a, 2012b; Климов, 2003; Пряжников, 1996; Решетова, 1985].

Проблема психологической адаптации к условиям вуза выпускников сельских средних школ

В рамках нашего исследования актуальность вопроса психологической адаптации первокурсников к условиям вуза на первых этапах обучения обоснована особенностями студентов первого курса, которые должны пройти эту адаптацию. Типичным для архангельских вузов является тот факт, что 50–60% студенческого контингента являются приезжими из сельской местности районов Крайнего Севера [Зарембо, 2012b, с. 42].

Жизнь в этих районах (и районах, приравненных к Крайнему Северу) характеризуется определенной самобытностью, особым социальным укладом. Эти регионы отличаются небольшим количеством населения, отсутствием развитой инфраструктуры, низким уровнем транспортного и других видов сообщения, более суровыми климатическими условиями, меньшей средней продолжительностью светового дня. Малочисленные школы, где обучаются менее 100 учащихся, составляют 70–80% общего числа сельских школ районов Крайнего Севера. Основным недостатком обучения в таких школах является малочисленность коллектива сельской школы, что затрудняет выбор методов обучения, ограничивает круг общения учащихся, развитие их социально-коммуникативных умений и адаптационных способностей [Зарембо, 2012b, с. 42–43; Вохминова, 2009; Голоухова, 2009].

Наличие адаптационных проблем у этой категории студентов подтверждается их многочисленными обращениями в психологическую службу Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) в г. Архангельске за последние несколько лет (также их родителей и сотрудников университета). Причины обращения часто заключались в повышенном или сильном психическом напряжении этих студентов. Очевидно, что это напряжение негативно сказывается на процессе обучения в вузе и влечет за собой ухудшение физического и психологического состояния здоровья [Смирнов, 1995, с. 153]. При этом в условиях высшего образования существенно повышается уровень требований к качеству подготовки выпускников к профессиональной деятельности [Краснощеченко, 2012, с. 5].

В связи с этим необходимо выявление не только общих адаптационных трудностей, характерных для всех категорий студентов, но и трудностей, типичных для выпускников сельских средних школ с целью разработки адекватных механизмов формирования адаптивного поведения у студентов этой категории.

Под благоприятной психологической адаптацией к условиям вуза мы понимаем такое состояние личности студента, при котором первокурсник без длительных внешних и внутренних конфликтов в условиях вуза может продуктивно выполнять свою ведущую деятельность (учебную), удовлетворять свои основные потребности (в общении и самореализации), идти навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляют к нему участники образовательного процесса, свободно выражать свои творческие способности, раскрывать и развивать свою индивидуальность.

Целью нашего исследования является разработка методики, позволяющей исследовать специфику типичных адаптационных трудностей студентов-первокурсников и выявление адаптационных трудностей этой категории студентов, а также их потребностей в определенных видах психологической помощи, оказываемых психологической службой вуза.

Методы

Испытуемые


Базой исследования являлся Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова. В исследовании приняли участие 713 студентов первого курса всех факультетов вуза: 331 девушка и 382 юноши. Из них 304 студента из сельской местности районов Крайнего Севера (167 девушек и 137 юношей) составили экспериментальную группу, и 409 городских студента (177 девушек, 232 юноши) – контрольную.

Под «студентами-сельчанами» понимаются те студенты, которые проживали до поступления в вуз в районах сельской местности и являются выпускниками сельских средних школ, под «городскими студентами» («студенты-горожане») имеются в виду студенты, проживающие с детства до поступления в вуз в городе и являющиеся выпускниками городских школ.

Методика исследования типичных адаптационных трудностей студентов первого курса

Для выявления специфики типичных адаптационных трудностей студентов-первокурсников, проживавших до поступления в вуз в различных социально-экономических условиях (городских студентов и студентов из районов сельской местности), использовалось анкетирование, разработанное автором исследования. Анкета уточнялась и дополнялась в процессе опытно-экспериментальной работы. При составлении анкеты мы опирались на анализ уже существующих теоретических и практических исследований по проблеме вузовской адаптации, представленных в работах Д.А.Андреевой, Н.Г.Гаранян, Я.Г.Евдокимовой, М.В.Московой, А.Б.Холмогоровой и др. [Холмогорова и др., 2009, с. 16–26]. Кроме того, формулировка, отбор вопросов и вариантов ответов анкеты были обоснованы качественным и количественным анализом содержания психологических проблем студентов-первокурсников из сельской местности, обращавшихся в психологическую службу университета.

По результатам содержательного анализа проблем студентов-первокурсников, обратившихся в психологическую службу вуза, и теоретического анализа существующих на сегодняшний день исследований вопросы и варианты ответов, включенные в анкету, были сформулированы на основе следующих факторов синдрома дезадаптации к условиям вуза:
– показатели физиологического дискомфорта, показатели субъективного психологического дискомфорта и социальные трудности;
– трудности в общении с сокурсниками, преподавателями, родственниками и соседями по общежитию;
– трудности, связанные непосредственно с учебной деятельностью;
– содержание психологической помощи, которую хотели бы получить первокурсники.

Таким образом, анкета включила в себя 4 блока:
– первый блок был направлен на исследование симптомов общей вузовской дезадаптации студентов (показатели физиологического и субъективного психологического дискомфорта, социальные трудности);
– второй блок был связан с исследованием трудностей, связанных с интерперсональной сферой (трудности в общении с сокурсниками, преподавателями, родственниками и соседями по общежитию);
– третий блок включал исследование академических трудностей (трудности, связанные непосредственно с учебной деятельностью);
– четвертый блок был ориентирован на исследование социальных умений и навыков, нехватка которых обнаружила себя в период адаптации к условиям вуза (предпочтения в отношении видов и направлений деятельности психологической службы вуза).

Таким образом, разработанная анкета, с одной стороны, позволяет установить трудности в академической и интерперсональной сферах студентов из районов сельской местности, которые осложняют вузовскую адаптацию, с другой – потребность в развитии необходимых социальных навыков и умений (через предпочтения в отношении видов и направлений деятельности психологической службы вуза), которые могли бы помочь в преодолении возникших трудностей (анкета представлена в Приложении).

Для статистической обработки данных применялся многофункциональный критерий φ-Фишера.

Результаты

Характеристика типичных адаптационных трудностей студентов-сельчан и студентов-горожан

Анализ ответов респондентов на первый блок анкеты (см. приложение, табл. A) позволил выявить, что эмоциональное самочувствие с начала учебного года (общее настроение) достоверно чаще улучшилось (р ≤ 0,002) или осталось в норме (р ≤ 0,000) у городских студентов, при этом значительно ухудшилось или осталось не очень хорошим у студентов-сельчан (р ≤ 0,000). Это говорит о том, что студенты-сельчане, уже изначально, при поступлении в вуз, имеют менее хорошее эмоциональное самочувствие по сравнению с городскими студентами. Стресс и нарушение адаптации у этой категории студентов начинается еще до начала учебного процесса из-за смены социальных условий и места проживания, что усугубляет непосредственно и саму вузовскую адаптацию.

При анализе ответов респондентов на вопрос о вредных привычках (появление которых, по результатам многих исследований, является следствием дезадаптации к новым условиям жизни) было выявлено, что у студентов-сельчан достоверно чаще появляются вредные привычки после поступления в вуз по сравнению с городскими (р ≤ 0,000). Среди вредных привычек преобладают курение и более частое употребление алкогольных напитков. Таким образом, можно предположить, что мероприятия по адаптации студентов к условиям вуза являются и профилактикой употребления психоактивных веществ.

Студенты-сельчане достоверно чаще думают о том, чтобы покинуть вуз или по крайней мере не исключают этого по причине того, что хотят обратно домой (р ≤ 0,000). При этом не выявлено существенных различий между исследуемыми группами (студентов-сельчан и студентов-горожан) в желании покинуть вуз по причине неготовности следовать правилам и требованиям университета (р ≤ 0,1). Данный факт подтверждает, что новые правила и требования, с которыми сталкивается студент, не являются специфической проблемой студентов из районов сельской местности, но оторванность от дома, привычных социально-педагогических и социально-экономических условий, родных и близких становится фактором, нарушающим психологическую адаптацию студентов этой группы.

Студентам из сельской местности районов Крайнего Севера гораздо с бо́льшим напряжением дается хорошая успеваемость (р ≤ 0,000). Кроме того, эти же студенты чаще испытывают незначительные трудности по отдельным предметам (р ≤ 0,000). В связи с этим можно предположить, что студенты-сельчане испытывают более сильное напряжение ради успешной учебы во многом из-за того, что им приходится затрачивать дополнительные силы на психологическую адаптацию к условиям вуза.

Что касается изменений состояния здоровья студентов с момента начала обучения, то выявлено, что у студентов экспериментальной группы достоверно чаще обострились хронические заболевания (р ≤ 0,000), ухудшился сон и появилась раздражительность (р ≤ 0,000). У городских студентов достоверно реже отмечено изменение здоровья с начала обучения в вузе (р ≤ 0,000). Примерно у одинакового числа студентов контрольной и экспериментальной групп здоровье либо улучшилось (10%), либо появились новые болезненные симптомы (1% и 2% соответственно). В свою очередь, обострение хронических заболеваний, ухудшение сна и появление раздражительности многими авторами обозначаются как симптомы дезадаптации или нарушенной адаптации к новым условиям жизни.

С абсолютным желанием идут в вуз примерно одинаковое число студентов контрольной и экспериментальной групп – 9% и 8% соответственно. «Скорее с желанием» идут в вуз достоверно чаще городские студенты, не испытывая негативных эмоций и переживаний при посещении вуза (р ≤ 0,000) (в кавычках представлены формулировки ответов, предложенные в анкете). Однако среди студентов «почти и абсолютно без желания» идущих в вуз достоверно больше первокурсников из районов сельской местности (р ≤ 0,000).

Большинство студентов экспериментальной группы отметили, что им трудно сориентироваться, как себя вести и общаться в незнакомой ситуации, куда обращаться по решению тех или иных вопросов и в целом сориентироваться в культурной жизни города (р ≤ 0,000). Кроме того, среди них достоверно больше студентов, которые хотят на каникулы, чтобы увидеть родственников, друзей или отдохнуть от вуза. При этом городские студенты отметили, что не испытывают подобных затруднений (р ≤ 0,000).

На вопрос «Почему Вы поступили в данный вуз?» достоверно чаще респонденты экспериментальной группы отметили вариант «чтобы получить высшее образование вообще, а там видно будет» (р ≤ 0,000), что может быть объяснено отсутствием профориентационной работы с этой категорией студентов до поступления в вуз и наличием установки о ценности диплома о высшем образования безотносительно содержания специальности, которой студент должен овладеть за время обучения в вузе.

Эти данные подтверждаются результатами исследований С.П.Елшанского, И.Ф.Федорова и В.М.Абдулаевой о том, что часть первокурсников признается, что поступили в вуз лишь для получения диплома о высшем образовании, все равно какого. Подобная установка приводит к таким проблемам, как нежелание учится, что, в свою очередь, сужает цели пребывания в вузе, а соответственно, сужается и круг общения, и круг решаемых задач. Данное явление ведет, как правило, к дезадаптации, так как студенты с такой установкой формально пребывают в вузе или посещают его, когда это необходимо для получения зачета или допуска к сессии [Елшанский и др., 2009, с. 27–36].

Таким образом, трудности для части студентов-сельчан, связанные с адаптацией к вузу, усугубляются бесцельностью обучения, отсутствием личных смыслов и внутренней мотивацией обучения. Таким образом, выявляется еще одно важное направление работы со студентами-сельчанами, которое заключается в дополнительной профориентации этой категории студентов.

Анализ результатов второго блока анкеты показал, что среди студентов-сельчан достоверно больше первокурсников, испытывающих трудности в интерперсональной сфере по сравнению с городскими студентами (см. приложение, табл. B). Студенты-сельчане в два раза чаще отметили, что у них нет близких друзей на курсе или в группе, что «отношения с группой сложились не очень тесные» и что они «чувствуют себя одиноко» (р ≤ 0,000).

При этом идеальное положение для нормального комфортного самоощущения в коллективе, которое заключается в том, что «есть несколько хороших друзей или один», а «отношения с группой нормальные», достоверно чаще встречается у городских студентов (р ≤ 0,000). Не выявлено различий в исследуемых группах между студентами, которые «многих недолюбливают», и студентами, у которых «есть несколько хороших друзей или один, но отношения с группой не сложились» (р ≤ 0,1). Таким образом, принципиальное различие в интерперсональной сфере между городскими студентами и студентами-сельчанами заключается в том, что вторые чаще испытывают трудности с поиском близких друзей и параллельным выстраиванием хороших отношений с коллективом в целом. В связи с этим можно заключить, что, с одной стороны, респонденты экспериментальной группы имеют трудности с установлением близких доверительных отношений с отдельными сокурсниками, а с другой, с налаживанием общих приятельских, бесконфликтных отношений с учебной группой в целом.

Своим положением в группе больше довольны городские студенты (р ≤ 0,000), при этом студентов, которые «скорее недовольны» и «недовольны» среди приезжих из сельских районов значительно больше (р ≤ 0,000). С радостью принимают активное участие в жизни группы в два раза чаще студенты контрольной группы (р ≤ 0,000). В свою очередь «скорее делают вид, что принимают участие в жизни группы, чтобы не отделяться», «не чувствуют привязанности к группе», «не интересуются ее делами и не хотят в них участвовать» (р ≤ 0,002) или «хотят принимать участие в жизни группы, но стеснение и страх проявить себя или сказать и сделать что-то не так – мешают» (р ≤ 0,000) достоверно чаще студенты экспериментальной группы. Это подтверждает тот факт, что адаптация к условиям вуза, в частности к учебному коллективу, и поиск своего места в новой социальной среде является более сложной задачей для студентов-сельчан.

Кроме того, студенты из сельской местности районов Крайнего Севера значительно чаще сталкиваются в начальный период обучения в вузе со следующими проблемами и трудностями по сравнению с городскими: заселение и проживание в общежитии (р ≤ 0,000), установление контакта и общих договоренностей с соседями по комнате в общежитии (р ≤ 0,000), установление взаимоотношений с преподавателями (ощущение скованности, стеснения при взаимодействии с преподавателями) (р ≤ 0,000), ощущение одиночества (р ≤ 0,000), сильное чувство тоски по близким (р ≤ 0,000), отсутствие привычного контроля или опеки со стороны родителей, учителей (р ≤ 0,000), а также переизбыток контроля или опеки со стороны родителей и других родственников (р ≤ 0,000).

Таким образом, приезжим студентам в процессе социально-психологической адаптации к условиям вуза приходится затрачивать дополнительные силы на адаптацию к условиям проживания в общежитии. Также приведенные выше данные говорят о том, что, с одной стороны, студенты экспериментальной группы испытывают недостаток общения и внимания со стороны близких людей, с которыми проживали вместе до поступления в вуз. С другой стороны, выделяется категория студентов, которые попадают под пристальный, даже назойливый контроль родителей и родственников в связи с переживаниями о том, что их ребенок еще не самостоятелен, не способен сам принимать решения и может натворить ошибок, что делает студента еще более дезадаптивным, если он оказывается не в состоянии противостоять этому давлению. Как показывает опыт работы психологической службы университета, такая опека и контроль со временем не сходят на нет, а становятся естественным и систематичным способом общения родителей со своими детьми.

Как городские студенты, так и студенты-сельчане в равной степени испытывают трудности при «необходимости публичных выступлений на семинарских занятиях». Публичные выступления на семинарах были отнесены нами к трудностям интерперсональной сферы, в связи с тем что основная сложность заключается не в подготовке к выступлению на семинаре, а в самом выступлении перед сокурсниками и преподавателем, где требуется вступать в диалог, обосновывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение, не бояться осуждения или неодобрения со стороны слушающих. Многие исследователи отмечают, что за страхом публичных выступлений кроется страх неодобрения или страх не понравиться слушающим. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что страх неодобрения свойственен в равной степени студентам обеих групп.

Отметим, что студенты-сельчане значительно чаще испытывают трудности во взаимоотношениях с родственниками и преподавателями (р ≤ 0,000), что подтверждается и вышеуказанными данными. При этом достоверных различий между группами в трудностях взаимоотношений с друзьями и представителями противоположного пола не выявлено. Возможно, более частые трудности экспериментальной группы во взаимоотношениях с родственниками связаны с кардинальной сменой условий общения с ними, а с преподавателями – с принципиальным отличием учителей сельских школ от сотрудников университета и отсутствия опыта общения и взаимодействия с ними.

Что касается академических трудностей, которые позволил исследовать третий блок анкеты (трудностей, связанных непосредственно с учебной деятельностью) (см. приложение, табл. C), то результаты анкетирования показали, что общая успеваемость значительнее ухудшилась у студентов экспериментальной группы (р ≤ 0,000), при этом у большинства студентов контрольной группы «успеваемость осталась такой же с начала учебного года» (р ≤ 0,033), что говорит о более стабильном протекании учебной деятельности у городских студентов.

Среди специфических трудностей в академической сфере, с которыми студенты-сельчане сталкиваются значительно чаще, были выявлены следующие: увеличение длительности учебного дня (р ≤ 0,015), начало и окончание обучения в темное время в связи с короткой продолжительностью светового дня (р ≤ 0,015), отличие преподавателей вуза от школьных учителей (р ≤ 0,000), трудности с самоорганизацией, распределением временем и сил (р ≤ 0,000), трудности в самопрезентации в учебной деятельности (р ≤ 0,000).

Различий между группами не было выявлено по следующим академическим затруднениям: привыкание к новым формам обучения (лекции, семинары, лабораторные и т.д) (р ≤ 0,063), сложность учебного материала (р ≤ 0,1), низкие климатические температуры и другие погодные условия, осложняющие процесс обучения (р ≤ 0,1), большое количество самостоятельной работы (р ≤ 0,1), высокие требования преподавателей (р ≤ 0,1), большой объем новой информации и ее систематизация (р ≤ 0,1), наличие сильного страха «завалить» сессию и «вылететь» из университета (р ≤ 0,1).

Перейдем к описанию результатов 4-го блока анкеты, направленного на исследование социальных умений и навыков, нехватка которых обнаружила себя в период адаптации к условиям вуза (предпочтений первокурсников в отношении видов и направлений деятельности психологической службы вуза) (см. приложение, табл. D). Как следует из полученных результатов, студенты из сельской местности чаще хотели бы получить психологическую помощь по вопросам: эффективной организации своего времени (р ≤ 0,001), повышения уверенности в себе, в своих действиях и решениях (р ≤ 0,000), эффективного общения, способов достижения цели общения (р ≤ 0,000), грамотного принятия самостоятельных решений (р ≤ 0,000), развития умений преодоления возникающих жизненных трудностей (р ≤ 0,000), саморегуляции (умение ставить перед собой цель, задачу и достигать ее в намеченные сроки, учитывая условия, в которых предстоит действовать) (р ≤ 0,000), управления своими негативными эмоциями, своим эмоциональным состоянием (р ≤ 0,000). В результате выявлено, что как среди студентов-сельчан, так и среди городских студентов есть готовность воспользоваться услугами психологической службы вуза.

Заключение

Таким образом, материалы, полученные с помощью разработанной анкеты, позволили выявить специфику типичных трудностей студентов-сельчан в период адаптации к условиям вуза.

Доказано, что наиболее значимые и специфические трудности студентов-сельчан заключаются не столько в освоении новых форм учебной деятельности, сколько во вхождении в новую социально-психологическую среду, что требует от таких студентов дополнительных психологических ресурсов.

От этих первокурсников требуется все большая мобилизация деятельности, повышенная активность, инициатива, самостоятельность уже с первых минут поступления в учебное заведение и, прежде всего, смена привычного образа мышления и жизни [Зарембо, 2013, с. 19–20].

Таким образом, обучение в высшей школе должно стать для молодого человека той ступенью профессионального образования, где он может получить мощный импульс развития адаптивных способностей. Для решения этой задачи специалистам вуза необходимо создать условия для обучения студентов эффективным приемам, умениям и навыкам взаимодействия, общения, саморегуляции и др. Поэтому перестройка вузовской подготовки не может обойтись без участия психологов. Их деятельность должна обеспечить психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов, повышение эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса, расширение возможностей вуза в развитии адаптивных способностей своих студентов.

Разработанная анкета и результаты исследования могут найти применение в вузовских и школьных психологических службах, муниципальных и частных психологических службах и центрах, в системе подготовки психологов.


Приложение

Таблица A
Первый блок анкеты о проявлении симптомов вузовской дезадаптации в целом, результаты сравнительного анализа ответов экспериментальной и контрольной групп (%)

Вопросы анкеты и
варианты ответов на них
Доля утвердительных
ответов в группе
Уровень значимости различий p
Горожане
n = 409
Сельчане
  n = 304
1 Эмоциональное самочувствие (общее настроение) с начала учебного года
а Улучшилось 23 15 0,002
б Ухудшилось 15 35 0,000
в Осталось таким же – не очень хорошим 13 38 0,000
г Осталось таким же – в норме 49 12 0,000
2 Вредные привычки с поступлением в университет (курение, более частое употребление алкоголя и др.)
а Появились 7 18 0,000
б Исчезли 3 2 0,100
в Уже были 25 21 0,054
г Не были свойственны и сейчас их нет 65 59 0,053
3 Собираетесь ли Вы покинуть вуз?
а Да, так как очень хочу домой (или быть поближе к дому) 1 17 0,000
б Да, так как чувствую, что университет с его правилами и требованиями – это не моё 4 5 0,100
в Пока нет, но не исключено, что я приму такое решение 5 15 0,000
г Не собираюсь 90 63 0,000
4       Испытываете ли Вы какие-либо трудности в обучении?
а Учеба дается мне легко 29 33 0,100
б Испытываю незначительные трудности по отдельным предметам 52 37 0,000
в Учеба дается мне с большим напряжением, но учусь хорошо 16 26 0,000
г Испытываю значительные трудности по всем предметам 3 4 0,100
5 Произошли ли после поступления в вуз какие-либо изменения в состоянии Вашего здоровья?
а Да произошли, стал(а) чаще болеть, появились новые болезненные симптомы 1 2 0,100
б Да, обострились хронические заболевания 2 9 0,000
в Ухудшился сон или стал(а) раздражительнее 2 10 0,000
г Здоровье не изменилось 85 69 0,000
д Здоровье улучшилось, чувствую себя прекрасно, полон (на) сил и энергии 10 10 0,100
6 Вы идете в вуз
а С желанием 9 8 0,100
б Скорее с желанием 74 58 0,000
в Почти без желания 11 19 0,000
г Абсолютно без желания 6 15 0,000
7 Ваши общие впечатления от студенческой жизни на настоящий момент
а Чувствую себя в вузе очень хорошо 19 10 0,000
б Чувствую себя в вузе хорошо 63 29 0,000
в Чувствую себя в вузе не очень хорошо 13 38 0,000
г Чувствую себя в вузе плохо 5 23 0,000
8 Вы чувствуете что (возможны несколько вариантов ответов)
а Вам трудно сориентироваться, как себя вести, как общаться 17 57 0,000
б Вам трудно сориентироваться, куда обращаться по решению тех или иных вопросов, в общей культурной жизни города 13 61 0,000
в Хотите на каникулы, чтобы увидеть родственников, друзей или отдохнуть от вуза 7 18 0,000
г Вышеперечисленное не касается Вас 69 12 0,000
9 Для чего Вы поступили в этот университет? (не более 3 ответов)
а Чтобы получить интересующую специальность (профессию) 39 41 0,100
б Чтобы получить высшее образование вообще, а там видно будет 43 58 0,000
в Чтобы учиться именно в этом университете 9 6 0,067
г Чтобы в будущем иметь хорошую специальность 45 42 0,100
д Чтобы пожить студенческой жизнью 2 1 0,100
е Затрудняюсь ответить 7 5 0,100



Таблица B
Второй блок анкеты о проявлении трудностей в интерперсональной сфере, результаты сравнительного анализа ответов экспериментальной и контрольной групп (%)

Вопросы анкеты и
варианты ответов
Доля утвердительных
ответов в группе
Уровень значимости различий p
Горожане
n = 409
Сельчане
n= 304
1 Как складываются Ваши отношения с сокурсниками и одногруппниками в вузе?
а Есть несколько хороших друзей или один, но отношения с группой не сложились 18 15 0,100
б Есть несколько хороших друзей или один, отношения с группой нормальные 58 41 0,000
в Со всеми поддерживаю приятельские отношения, но близких друзей нет 15 29 0,000
г Нет хороших друзей, отношения с группой сложились не очень тесные, чувствую себя одиноко 6 13 0,000
д Многих недолюбливаю 3 2 0,100
2 Своим положением в группе Вы...
а Довольны 39 11 0,000
б Скорее довольны 54 51 0,1
в Скорее недовольны 6 33 0,000
г Недовольны 1 5 0,000
3 Как Вы оцениваете свою принадлежность к группе?
а С радостью принимаю активное участие в жизни группы 33 15 0,000
б Иногда участвую в делах группы по желанию 38 34 0,100
в Скорее делаю вид, что принимаю участие в жизни группы, чтобы не отделяться 22 31 0,002
г Не чувствую привязанности к группе, не интересуюсь ее делами и не хочу в них участвовать 4 9 0,002
д Хочу принимать участие в жизни группы, но стеснение и страх проявить себя или сказать и сделать что-то не так – мешают 3 11 0,000
4 С какими проблемами и трудностями Вы столкнулись с началом обучения в вузе (возможны несколько вариантов ответов)
а Заселение и проживание в общежитии 9 73 0,000
б Установление контакта и общих договоренностей с соседями по комнате в общежитии 8 62 0,000
в Установление взаимоотношений с преподавателями (ощущение скованности, стеснения при взаимодействии с преподавателями) 14 25 0,000
г Проблемы общения с сокурсниками, одногруппниками 14 31 0,000
д Поиск друзей в вузе 7 18 0,000
е Ощущение одиночества 6 27 0,000
ж Сильное чувство тоски по близким, значительно снижающее настроение 4 31 0,000
з Необходимость публичных выступлений на семинарах 14 16 0,100
и Отсутствие привычного контроля или опеки со стороны родителей, учителей 2 37 0,000
к Переизбыток контроля или опеки со стороны родителей или других родственников 16 28 0,000
5 С кем Вы испытываете трудности в процессе общения и взаимодействия? (возможны несколько вариантов ответов)
а С друзьями 6 7 0,100
б С родственниками 25 38 0,000
в С представителями
противоположного пола
14 12 0,100
г С преподавателями 14 23 0,000
д Ни с кем из перечисленных 41 20 0,000



Таблица C
Третий блок анкеты о проявлении трудностей в академической сфере, результаты сравнительного анализа ответов экспериментальной и контрольной групп (%)

Вопросы анкеты и
варианты ответов
Доля утвердительных
ответов в группе
Уровень значимости различий p
Горожане
n = 409
Сельчане
n = 304
1 Успеваемость в учебе с начала учебного года (или по сравнению со школой)
а Улучшилась 35 33 0,100
б Ухудшилась 14 23 0,000
в Осталась такой же 51 44 0,033
2 С какими проблемами и трудностями Вы столкнулись с началом обучения в вузе (возможны несколько вариантов ответов):
а Привыкание к новым формам обучения: лекции, семинары, лабораторные и т.д. 12 16 0,063
б Сложность учебного материала 16 13 0,100
в Увеличение длительности учебного дня 13 19 0,015
г Начало и окончание обучения в темное время дня в связи с короткой продолжительностью светового дня 21 28 0,015
д Погодные условия, осложняющие процесс обучения 34 31 0,100
е Большое количество самостоятельной работы 14 17 0,100
ж Отличие преподавателей вуза от школьных учителей 11 29 0,000
з Высокие требования преподавателей 16 18 0,100
и Трудности с самоорганизацией, распределением временем и сил 10 28 0,000
к Большой объем новой информации и ее систематизация 13 12 0,100
л Трудности в самопрезентации в учебной деятельности 13 25 0,000
м Наличие сильного страха «завалить» сессию и «вылететь» из университета 14 13 0,100



Таблица D
Четвертый блок анкеты, направленный на выявление социальных умений и навыков, нехватка которых обнаружила себя в период адаптации к условиям вуза, результаты сравнительного анализа ответов экспериментальной и контрольной групп (%)

Вопросы анкеты и
варианты ответов
Доля утвердительных
ответов в группе
Уровень значимости различий p
Горожане
n = 409
Сельчане
n = 304
1 Чему бы Вы хотели дополнительно научиться? (возможны несколько вариантов ответов)
а Правильно организовывать свое время 20 29 0,001
б Быть более уверенным в себе, в своих действиях и решениях 17 38 0,000
в Принципам и правилам эффективного общения 12 39 0,000
г Грамотно принимать самостоятельные решения 13 41 0,000
д Уметь самостоятельно преодолевать возникающие жизненные трудности 16 34 0,000
е Способам саморегуляции (уметь ставить перед собой цель, задачу и достигать ее в намеченные сроки) 25 43 0,000
ж Управлению своими негативными эмоциями, своим эмоциональным состоянием 18 41 0,000
з Эффективному построению отношений с представителями своего пола 7 8 0,100
и Эффективному построению отношений с представителями противоположного пола 9 7 0,100
2 Существует ли у Вас потребность в обращении в психологическую службу вуза за помощью
а Да 13 12 0,100
б Скорее да 23 31 0,007
в Пока нет, но не исключено, что я обращусь, когда появится необходимость 45 42 0,100
г Нет 19 15 0,079



Литература

Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В., Минеева С.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции. Университетское управление: практика и анализ, 2001, 4(19), 65–69.

Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: дис. ... канд. педагогических наук. С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, СПб., 2007.

Варламова И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах: дис. ... канд. педагогических наук. Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск, 2006.

Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения. В кн.: Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в обществен. практике: Сбор. научных трудов, СПб., 2000. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. С. 144–157.

Вохминова Л.В. Проблемы современной сельской школы. В кн.: Проблемы современной сельской школы: реализация образовательных инноваций в ходе подготовки будущего педагога для сельских школ: материалы Всероссийской научн.-практ. конф., Архангельск, 2009. Архангельск: КИРА, 2009. С. 4–5.

Голоухова Г.Н. Малокомплектная сельская школа Архангельской области. В кн.: Проблемы современной сельской школы: реализация образовательных инноваций в ходе подготовки будущего педагога для сельских школ: материалы Всероссийской научн.-практ. конф., Архангельск, 2009. Архангельск: КИРА, 2009. С. 10–17.

Елшанский С.П., Федоров И.Ф., Абдулаева В.М. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза. Вопросы психологии, 2009, No. 3, 27–36.

Жаренкова А.А. Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям вуза: дис. ... канд. психол. наук. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, М., 2005.

Зарембо Н.А. Оценка эффективности психологической помощи студентам-первокурсникам (на примере Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова г. Архангельска). В кн.: Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса: материалы II межрегиональной научн-практ. конф., Москва, 2010, Книга 3. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 12–15.

Зарембо Н.А. Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера. Психологическая наука и образование, 2012a, No. 4, http://www.psyedu.ru/journal/ 2012/4/3157.phtml

Зарембо Н.А. Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельской местности средствами саногенного мышления. Alma mater, 2012b, No. 5, 42–47.

Зарембо Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления трудностей вузовской адаптации выпускников сельских средних школ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Моск. гос. университет, 2013.

Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М.: Флинта, 2003.

Краснощеченко И.П. Профессиональная подготовка будущих психологов, ориентированная на региональный рынок труда. Психология в вузе, 2012, No. 5, 5–17.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практ. психологии, 1996.

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Моск. гос. университет, 1985.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов. Вопросы психологии, No. 3, 2009, 16–26.

Поступила в редакцию 7 июля 2013 г. Дата публикации: 22 апреля 2014 г.

Сведения об авторе

Зарембо Наталия Александровна. Кандидат психологических наук, ведущий психолог, социально-психологический центр, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова; старший преподаватель, кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики, институт педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Набережная Северной Двины, 17, 163002, Архангельск, Россия; кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, 11, стр. 9, 125009, Москва, Россия.


E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Зарембо Н.А. Особенности типичных трудностей вузовской адаптации выпускников сельских и городских школ. Психологические исследования, 2014, 7(34), 9. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Зарембо Н.А. Особенности типичных трудностей вузовской адаптации выпускников сельских и городских школ // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/961-zarembo34.html

К началу страницы >>