Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня

Авторы

  • Лидия Шнейдер
  • Валерий Сыманюк

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392

Ключевые слова:

информационная среда, интернет, обучающиеся молодые люди, цифровая идентичность, модель, составляющие, уровни

Аннотация

Представлена авторская структурно-содержательная модель цифровой идентичности с выделением ее основных характеристик и уровней. Эмпирическим путем изучалось погружение пользователей в интернет-пространство, раскрывались его мотивационные, процессуальные и результирующие аспекты; выявлялись составляющие (субъектная, диалогическая, гипертекстовая и технологически-цифровая как соответственно ауто-, альтеро-, информи интернет-центрации) и определялись уровневые характеристики (низкий, средний, высокий) цифровой идентичности у обучающихся в московских вузах. Установлено, что все показатели восприятия интернета находятся в области нормативных значений, а три составляющие цифровой идентичности имеют невысокие значения. Более высокий уровень присущ технологически-цифровой составляющей. При этом обнаружено понижение значимости общения в Сети и повышение показателей одушевленности интернета. Респонденты в целом высоко оценивают положительные свойства интернета, отмечая и немалое количество его недостатков. Особую значимость в интернете имеет поиск информации. При этом поисковое поведение в Сети носит хаотичный, не целенаправленный характер. Выявлен высокий уровень взаимосвязи между временем, проводимым в Сети, общением в интернете и измененным состоянием сознания. Субъективная сторона происходящего с индивидом в интернете (измененное состояние сознания, восприятие интернета как лучшего, уход от реальности) обнаруживает больше взаимосвязей в области психически результирующих эффектов, чем объективные показатели (время и общение). Социальная идентичность связана с восприятием интернета как лучшего времяпрепровождения. Погружение в сетевое пространство вызывает существенные личностные изменения в социальной идентификации, увеличивая значения показателя социальной идентичности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Лидия Шнейдер

Шнейдер Лидия Бернгардовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и методики преподавания, Московский психолого-социальный университет, 4-й Рощинский пр-д, д. 9а, 115191 Москва, Россия. E-mail: mpsu@mpsu.ru

Валерий Сыманюк

Сыманюк Валерий Васильевич. Магистрант, Московский психолого-социальный университет, 4-й Рощинский пр-д, д. 9а, 115191 Москва, Россия. E-mail: mpsu@mpsu.ru

Литература

Burova V.A. Voprosy mental'noi meditsiny i ekologii, 2000, IV(1), 11–13. (in Russian)

Chernyak L. Servisy, identichnost' i standarty [The services, identity and standards], 2006. https://www.osp.ru/os/2006/04/2053306/ (in Russian)

Griffith V. Finansovye izvestiya, 1996, 54(183).

Ivanov D.V. In: Sotsializatsiya i sotsial'naya antropologiya [Socialization and social anthropology]. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 1997. (in Russian)

Kotlyarov A.V. Drugie narkotiki, ili Homo Addictus: Chelovek zavisimyi [Different drugs or Homo Addictus: an addicted person]. Moscow: Psikhoterapiya, 2006. (in Russian)

Kulagina Ya.M., Tarasova I.Yu. In: Aktual'nye voprosy obshchestvennykh nauk: sotsiologiya, politologiya, filosofiya, istoriya. XXXV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Topical issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. Proceedings of the XXXV International Conference]. Novosibirsk: SibAK, 2014. pp. 44–45. (in Russian)

Kuzmin E.I., Parshakova A.V. Media- i informatsionnaya gramotnost' v obshchestvakh znaniya [Media and information literacy in knowledge society]. Moscow: MTsBS, 2013. (in Russian)

Lande D.V., Furashev V.N. In: Otkrytye informatsionnye i komp'yuternye integrirovannye tekhnologii [Open information and computer integrated technologies]. Kharkov: NAKU, 2007. Vol. 34, pp. 127–135. (in Russian)

Palfrey J., Gasset U. Deti tsifrovoi epokhi [Born digital]. Moscow: EKSMO, 2011. (in Russian)

Shchepilina E.A. Komp'yuternaya i internet-zavisimost'[Computer and internet-addiction]. Moscow: Ok, 2010. (in Russian)

Shneider L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and diagnostic techniques]. Moscow: MPSI, 2007. (in Russian)

Shneider L.B. In: Obrazovanie kak dostoyanie lichnosti: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya [Education as property of the personality: topical problems and ways of their decision]. Moscow: MPSU, 2015. pp. 77–85. (in Russian)

Shneider L.B. In: Pomogayushchee povedenie: tsennosti, smysly, modeli. Kollektivnaya monografiya [The helping behavior: values, meanings, models]. Kaluga: Eidos, 2016. pp. 72–85. (in Russian)

Shneider L.B., Khrustaleva V.V. Vestnik RMAT, 2014, No. 3, 83–96. (in Russian)

Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Yu. (Eds.). Tsifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelei. Rezul'taty vserossiiskogo issledovaniya [Digital competency of the teenagers and parents. The results of the all-Russia research]. Moscow: Fond razvitiya Internet, 2013. (in Russian)

Zhichkina A.E. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty obshcheniya v internete [Social and psychological aspects of communication on the Internet]. Moscow: Akademiya, 2008. (in Russian)

Zhichkina A.E., Belinskaya E.P. In: Obrazovanie i informatsionnaya kul'tura [Education and information culture]. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 2000. pp. 431–460. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 439

Опубликован

27.04.2017

Как цитировать

Шнейдер, Л., & Сыманюк, В. (2017). Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня. Психологические исследования, 10(52). https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392

Выпуск

Раздел

Статьи