Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей студентов и успешности прохождения экзамена в компьютеризированной и традиционной форме

Авторы

  • Мария Болсинова
  • Александр Шмелев

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.1042

Ключевые слова:

психодиагностика, индивидуальные особенности, личностные характеристики, экзаменационная тревожность, академическая успешность, контроль знаний, компьютеризированное тестирование

Аннотация

На материале проводимых на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова государственных экзаменов выявляются и анализируются взаимосвязи между индивидуально-личностными особенностями студентов – устойчивыми личностно-психологическими характеристиками (в рамках диагностических систем 16PF и MMPI), экзаменационной тревожностью и успешностью прохождения экзамена в инновационной (компьютеризированное тестирование) и традиционной (устный и письменный экзамен) формах. Обсуждается психологическая специфика различных оценочных технологий, дающая определенные преимущества одним студентам и доставляющая дополнительные трудности другим. Показано, что компьютеризированное тестирование оказывается более щадящей формой экзамена по отношению к менее стрессоустойчивым, менее уверенным в себе студентам; традиционная форма предоставляет преимущества активным, общительным, уверенным в себе. Выявленные закономерности интерпретируются с точки зрения особенностей разных форм контроля знаний, а также специфики проведения конкретных экзаменов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Мария Болсинова

Болсинова Мария Алексеевна. Выпускник кафедры психологии труда и инженерной психологии (2010 год), факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия. E-mail: bolsinova@gmail.com

Александр Шмелев

Шмелев Александр Георгиевич. Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, корп. 5, 125009 Москва, Россия. E-mail: ags04@ht.ru

Литература

Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. 7-e izd. SPb.: Piter, 2006. 688 s. [in Russian]

Kobtseva Zh.V. Izuchenie interaktivnogo komponenta ekzamenatsionnoi situatsii: dis. ... kand. psikhol. nauk. S.a., 2001. 181 s. [in Russian]

Krinchik E.P. Ekzamen i psikhika: 80 let spustya // Psikhologiya v vuze. 2009. N 2. S. 29–39. [in Russian]

Rotenberg V.S. Bondarenko S.M. Mozg. Obuchenie. Zdorov'e: Kniga dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1989. 238 s. [in Russian]

Smirnov S.D. Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti: ucheb. posobie. M.: Aspekt Press, 1995. 271 s. [in Russian]

Smirnov S.D. Psikhologicheskie faktory uspeshnoi ucheby studentov vuza [Elektronnyi resurs] // Sait fakul'teta psikhologii MGU im. M.V.Lomonosova. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html (data obrashcheniya 24.05.2010). [in Russian]

Shmelyov A.G. Psikhodiagnostika lichnostnykh chert. SPb.: Rech', 2002. 480 s. [in Russian]

Hembree R. Correlates, causes, effects, and treatment of test anxiety. Review of Educational Research. 1988. Vol. 58, Issue 1. P. 47–77.

Число просмотров

Просмотров: 59

Опубликован

29.08.2010

Как цитировать

Болсинова, М., & Шмелев, А. (2010). Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей студентов и успешности прохождения экзамена в компьютеризированной и традиционной форме. Психологические исследования, 3(12). https://doi.org/10.54359/ps.v3i12.1042

Выпуск

Раздел

Статьи