Самоотношение и рефлексия как предикторы профессионального самоопределения психологов
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v16i92.1492Ключевые слова:
самоопределение, самоотношение, рефлексия, выбор профессии, профессиональные склонностиАннотация
В статье рассматриваются результаты исследования самоотношения и рефлексии как предикторов профессионального самоопределения психологов. Данной проблеме уделяется немало внимания, однако, выбор профессии оказывает влияние на все сферы жизни человека, именно поэтому проблема изучения выбора профессии не теряет свою актуальность, особенно в динамически изменяющихся условиях развития современного общества. В исследовании приняли участие 472 человека, студенты специальностей психология, лингвистика и медиакоммуникации. Результат показывает, что выраженность некоторых профессиональных склонностей современных студентов слабо коррелирует с особенностями их самоотношения и компонентами рефлексии. При этом последние различаются у студентов разных направлений подготовки. Установлено, что студенты-психологи имеют более высокие показатели рефлексии и самоинтереса. В отношении студентов-психологов не установлено достоверного влияния выраженности внутреннего конфликта на мотивы выбора профессии психолога. В заключении делается вывод о том, что выраженность аутосимпатии, квазирефлексии и системной рефлексии могут быть рассмотрены как предикторы профессионального самоопределения психологов.
Скачивания
Литература
Andreeva E.A. Features of self-attitude of boys and girls. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2023. No 1(105), 79–83.
Bogomolova O.Y. The problem of motivational readiness to choose a profession among university students. / Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2019, No 8(2 (27)), 302–304.
Zobkov A.V. On the issue of procrastination as a psychological defense of subjectivity. Prospects of science and education, 2023, No 2(62), 468–483.
Ermakova E.S. Creativity, self-actualization and subjective well-being of students. Bulletin of LSU named after A.S. Pushkin, 2023, No 2, 169–186.
Karabanova O.A., Zakharova E.I., Starostina Yu.A. Personal factors of building a professional career during the period of entering adulthood. National Psychological Journal, 2020, No 4(40), 113–124.
Kasyanova T.I., Maltsev A.V., Zubova L.V. Value orientations in professional self-determination of students of various specialties. Vocational education in Russia and abroad, 2022, No 2(46), 73–74.
Kirillova M.K., Glavatskikh M.M., Kazarina N.G. Diagnostics of professional self-determination. Educational and methodical manual, 2009.
Korneva I.G. On the question of the essential and substantive characteristics of the concept of "The ability to life self-determination of university students". Kazan Linguistic Journal, 2021, No 2, 273–274.
Leontiev D.A., Osin E.N. Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential diagnosis. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2014, Vol. 11, No 4, 110–135.
Markova E.A. Value orientations of professional self-determination of high school students. Social and humanitarian sciences: theory and practice, 2019, No 1(3), 284–292.
Maslow A. Motivation and personality. 1987.
Mezina Yu.S., Denisova E.G. Motives for choosing a profession "Clinical psychologist". North Caucasian Psychological Bulletin, 2022, No 20(3), 41–61. DOI:10.21702/ncpb.2022.3.4
Modnov S.I., Bugaychuk T.V. Structures of professional self-determination of students of pedagogical and technical universities: comparative analysis. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2021, No 5(122).
Pyankova L.A., Khomicheva V.E. Project activity at a university as a condition for the formation of a motivational and value component of professional self-determination of students of a technical university. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2019, No (3), 86–90.
Ryabysheva E.N. Influence of reflection on personality development. The territory of science. 2014, No 2, 49–52.
Savin E.Y. Correlation of self-monitoring and communicative reflection among university students. The world of science. Pedagogy and psychology, 2022, 21.
Samoylova G.V. Motives for choosing the profession of "Psychologist" among students of the second higher education group. North Caucasian Psychological Bulletin, 2011, Vol. 9, No 1, 63–66.
Stolin V.V., Pantileev S.R. Questionnaire of self-attitude. Workshop on psychodiagnostics: Psychodiagnostic materials. M.: 1988. P. 123–130.
Tikhonova A.A. Features of professional motivation of psychology students at different stages of university education. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2021, No 2(82), 84–89.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.