Особенности мотивации здорового поведения кадет: опыт пилотажного исследования

Авторы

  • Вероника Загвозкина
  • Светлана Федосина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i71.193

Ключевые слова:

мотивация здорового поведения (МЗП), теория запланированного поведения (ТЗП) И. Айзена, нарушения здорового поведения, кадеты, учащиеся общеобразовательных школ

Аннотация

Развитие мотивации к здоровому образу жизни у подростка входит в число важнейших направлений деятельности ВОЗ. В теории запланированного поведения (ТЗП) И. Айзена мотивация здорового поведения (МЗП) рассматривается как намерение осуществлять здоровое поведение, обусловленное тремя детерминантами: аттитюдами, субъективной нормой и воспринимаемым поведенческим контролем. Цель исследования состояла в изучении особенностей МЗП учащихся кадетских классов по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. Выборку исследования составили 53 учащихся 9–11-х кадетских классов (далее по тексту – кадет) и 53 учащихся 9–11-х классов общеобразовательных школ г. Перми. Методами исследования выступили опросник нарушений здорового поведения (ОНЗП) Е.Л. Луценко и О.Е. Габелковой и авторский чек-лист МЗП. Сравнение показателей нарушений здорового поведения и МЗП в двух группах учащихся Т-критерием Стьюдента не выявило значимых различий. Регрессионный анализ позволил заключить, что наибольший вклад в формирование МЗП у кадет вносят аттитюды, а у учащихся общеобразовательных школ – воспринимаемый поведенческий контроль. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации по работе с формированием МЗП у кадет.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Вероника Загвозкина

Загвозкина Вероника Алексеевна. Педагог-психолог, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Ритм», ул. Николая Островского, д. 66, 614007 Пермь, Россия. E-mail: v.zagvozkina@inbox.ru

Светлана Федосина

Федосина Светлана Сергеевна. Преподаватель, Региональный институт непрерывного обра зования Пермского государственного национального исследовательского университета, ул. Генкеля, д. 5а, 614068 Пермь, Россия. E-mail: zireal@mail.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Ajzen I. The Theory of Planned Behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 1991, No. 50, 179–211.

Antonova E.V. Extended abstract of PhD dissertation (Medicine). National Medical Research Center for Children's Health, Moscow, 2011. (in Russian)

Chesheiko V.V. Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov, 2012, No. 11(77), 50–53.

Conner M. Norman P. Health behaviour: Current issues and challenges. Psychology & Health, No. 32, 895–906. https://doi.org/10.1080/08870446.2017.1336240

Donoeva Yu.V. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, 2011, No. 5, 85–90.

Fel'dshtein D.I. Voprosy psychologii, 1988, No. 6, 31–41.

Ignat'ev A.M. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2011, №3–2, 90–94.

Ignat'ev A.M. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, 2012. (in Russian)

Kasatkin V.N., Bochaver A.A. Psychological-Educational Studies, 2010, No 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/5/Kasatkin_Bochaver.phtml

Lutsenko E.L., Gabelkova O.E. Voprosy psychologii, 2013, No. 5, 142–153.

Metodicheskie rekomendacii po organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa (vneuchebnaja, vospitatel'naja i voenno-patrioticheskaja rabota) v kadetskih uchrezhdenijah (kadetskie korpusa, shkoly, klassy) s uchetom ih specifiki. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 19.12.2017 № 08-2687. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=293614&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.06382925955883545#006398470788988941

Moiseeva K.E., Harbedija Sh.D., Alekseeva A.V. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2018, № 5–2, 354–358.

Nikiforov G.S. (ed.). Psikhologiya zdorov'ya: Uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2006.

Prokopenko A.A. Scientific journal of Herzen University, 2009, No. 112, 289–293.

Rasskazova E.I., Ivanova T.Yu. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2015, 12(1), 105–130.

Tsvetkova L.A., Gurvich I.N. Vestnik of St. Petersburg State University. Series 16, Psychology, Education, 2012, No. 1, 48–52.

Vasil'eva N.Yu. Vestnik of North-Eastern Federal University, 2009, 6(4), 103–108.

Vorob'eva I.N., Babaeva N.B. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2015, 5-1(55), 46–50.

WHO. Health for the world’s adolescents. Geneva: World Health Organization, 2014.

Yudin V.V. Vestnik of the Orenburg State University, 2011, No. 11(130), 247–254.

Yugova E.A. Vestnik of Saint-Petersburg University. Sociology, 2012, No. 2, 29–34.

Zagrutdinova A.G. Theory and Practice of Social Development, 2012, №1, 64–67.

Zhujkova T.P. Molodoj uchenyj, 2015, № 20 (100), 447–449.

Число просмотров

Просмотров: 56

Опубликован

30.06.2020

Как цитировать

Загвозкина, В., & Федосина, С. (2020). Особенности мотивации здорового поведения кадет: опыт пилотажного исследования. Психологические исследования, 13(71). https://doi.org/10.54359/ps.v13i71.193

Выпуск

Раздел

Статьи