Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.361Ключевые слова:
культурно-историческая психология, «воплощенное познание», нейроархеология, предсказывающее кодированиеАннотация
Выявляются две встречные тенденции в современной когнитивной науке: доминирующее влияние нейронаук и возрастающий интерес к тем аспектам познания, которые отличают психику человека от работы технического устройства. Обсуждаются актуальные направления, в которых в центре внимания находится проблематика культурно-исторического конструктивизма. В качестве примеров подобных направлений, представляющих собой по сути «выготскианскую» волну в когнитивной науке, рассматриваются, во-первых, нейроархеология и «теория материального вовлечения» Л.Малафуриса, во-вторых, представления о «расширенном познании» и «предсказывающем кодировании» Э.Кларка, а в-третьих, теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман. В «теории материального вовлечения» Л.Малафуриса в качестве ключевых оригинальных понятий выступают понятия «метапластичности» и «материального знака», с опорой на которые автор анализирует коэволюцию психики и материальной среды в истории человечества. Согласно теории «расширенного познания» Э.Кларка, когнитивная система человека на всех этапах становления человечества разомкнута в материальный мир, который тем самым является ее неотъемлемой частью, и рассматривать их можно только в неразрывной связи. Теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман дает оригинальное объяснение широко обсуждаемой в современной культурной нейронауке дихотомии индивидуалистских (западных) и коллективистских (восточных) культур. В числе основополагающих принципов, объединяющих данные подходы и теории, – выраженный интерес к эволюции и типичное для конструктивистских подходов к познанию представление о предсказывающем характере человеческого познания. На наш взгляд, это наведение мостов между актуальными когнитивными исследованиями и культурно-деятельностной психологией, во многом основанное на принципе предвосхищения, можно рассматривать как одну из первоочередных задач современной психологической науки.
Скачивания
Литература
Asmolov A.G. Po tu storonu soznaniya: metodologicheskie problemy neklassicheskoi psikhologii [Beyond consciousness: Methodological problems of non-classical psychology]. Moscow: Smysl, 2002. (in Russian)
Asmolov A.G. Russian Cognitive Science Journal, 2017, 3(1), 45–51. http://cogjournal.org/ (in Russian)
Bernstein N.A. Ocherki o fiziologii dvizhenii i fiziologii aktivnosti [Essays on the psysiology of movements and psysiology of activity]. M.: Meditsina, 1966. (in Russian)
Bruner J.S. Acts of Meaning. MA: Harvard University Press, 1990.
Clark A. Supersizing the Mind: Embodiment, Action, and Cognitive Extension. New York, NY: Oxford University Press, 2008.
Clark A. Whatever next? Predictive brains, situated agents, and the future of cognitive science. Behavioral and Brain Sciences, 2013, 36(3), 181–204.
Cole M. Cultural psychology. A once and future discipline. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996.
Cole M. Culture and cognitive science. Outlines. Critical Social Studies, 2003, 5(3), 3–15.
Сole M., Packer M. A bio-cultural-historical approach to the study of development. In: M.J. Gelfand, C. Chiu, Y. Hong (Eds.), Handbook of advances in culture and psychology. Oxford: Oxford University Press, 2015. pp. 1–76.
Cole M., Scribner S. Culture and thought. A psychological introduction. New York, NY: Wiley, 1974.
Cosmides L., Tooby J. Beyond intuition and instinct blindness: Toward an evolutionarily rigorous cognitive science. Cognition, 1994, Vol. 50, 41–77.
Damasio A. Descartes' Error. New York, NY: Putnam, 1994.
Engestrom Y. The future of activity theory: a rough draft. In: A. Sannino, H. Daniels, K.D. Gutierrez (Eds.), Learning and Expanding with Activity Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. pp. 303–328.
Falikman M. Cognition and its master: New challenges to cognitive science. In: A. Yasnitsky, M. Ferrari, R. van der Veer (Eds.), Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. pp. 474–487.
Gardner H. The mind’s new science. The history of cognitive revolution. New York, NY: Harper Collins Publishers, Basic Books, 1987.
Gershkovich V.A., Falikman M.V. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2012, No. 4, 7–34. (in Russian)
Gibson J. Ekologicheskii podkhod k zritel'nomu vospriyatiyu [The ecological approach to visual perception]. Moscow: Progress, 1988. (in Russian)
Goodale M.A., Meenan J.P., Bulthoff H.H., Nicolle D.A., Murphy K.J., Racicot C.I. Separate neural pathways for the visual analysis of object shape in perception and prehension. Current Biology, 1994, 4(7), 604–610.
Harre R., Moghaddam F.M. (Eds.). Psychology for the Third Millenium. Integrating cultural and neuroscience perspectives. California, CA: Sage Publications, 2012.
Kaptelinin V., Nardi B.A. Acting with technology. Cambridge, MA: MIT Press, 2009.
Kim H.S., Sasaki J.Y. Cultural neuroscience: Biology of the mind in cultural contexts. Annual Review of Psychology, 2014, Vol. 65, 487–514.
Kitayama S., Huff S. Cultural neuroscience: Connecting culture, brain, and genes. Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences. New York, NY: John Wiley, 2015. pp. 1–16.
Lindsay P., Norman D. Pererabotka informatsii u cheloveka [Human information processing.]. Moscow: Mir, 1974. (in Russian)
Loginov N.I., Spiridonov V.F. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Seriya 16. Pedagogika i Psikhologiya, 2017, No. 1, 25–42. (in Russian)
Mace W.M., James J. Gibson's strategy for perceiving: Ask not what's inside your head, but what your head's inside of. In: R.E. Shaw, J. Bransford (Eds.), Perceiving, acting, and knowing. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1977.
Maguire E.A., Gadian D.G., Johnsrude I.S., Good C.D., Ashburner J., Frackowiak R.S.J., Frith C.D. Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers. Proceedings of the National Academy of Sciences USA, 2000, 97(8), 4398–4403.
Maguire E.A., Woollett K., Spiers H.J. London taxi drivers and bus drivers: A structural MRI and neuropsychological analysis. Hippocampus, 2006, 16(12), 1091–1101.
Malafouris L. Between brains, bodies and things: tectonoetic awareness and the extended self. Philosophical Transactions of the Royal Society of London. B. Biological Sciences, 2008, Vol. 363, 1993–2002.
Malafouris L. Metaplasticity and the human becoming: Principles of neuroarchaeology. Journal of Anthropological Sciences, 2010, Vol. 88, 49–72.
Malafouris L. How things shape the mind: A theory of material engagement. Cambridge, MA: MIT Press, 2013.
Maturana H., Varela F. The tree of knowledge. A new look at the biological basis of human understanding. Boston: Shambhala/New Science Library, 1987.
Miller G.A. The cognitive revolution: a historical perspective. Trends in Cognitive Sciences, 2003, 7(3), 141–144.
Nadin M. (Ed.). Anticipation: Learning from the past. New York, NY: Springer International Publishers, 2015.
Neisser U. Poznanie i real'nost' [Cognition and reality]. Moscow: Progress, 1981. (in Russian)
Nisbett R.E., Peng K., Choi I., Norenzayan A. Culture and systems of thought: holistic versus analytic cognition. Psychological Review, 2001, 108(2), 291–310.
Nisbett R.E., Miyamoto Y. The influence of culture: holistic versus analytic perception. Trends in Cognitive Sciences, 2005, 9(10), 467–473.
Norman D. Dizain privychnykh veshchei [The design of everyday things]. Moscow: Vilyams, 2006. (in Russian)
Nöe A. Logos, 2014, No. 1, 61–78. (in Russian)
Oyserman D. Culture as situated cognition: Cultural mindsets, cultural fluency, and meaning making. European Review of Social Psychology, 2011, 22(1), 164–214.
Oyserman D. Culture as Situated Cognition. Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences. In: R. Scott, S. Kosslyn (Eds.), Emerging Trends in the Social and Behavioral Sciences. New York, NY: John Wiley, 2015. pp. 1–20.
Oyserman D., Lee S.W.S. A situated cognition perspective on culture: Effects of priming cultural syndromes on cognition and motivation. In: R. Sorrentino, S. Yamaguchi (Eds.), Handbook of Motivation and Cognition across Cultures. San Diego, CA: Academic Press, 2008. pp. 237–265.
Petukhov V.V. Priroda i kul'tura [Nature and culture] Moscow: Trivola, 1996. (in Russian)
Putt S.S., Woods A.D., Franciscus R.G. The role of verbal interaction during experimental bifacial stone tool manufacture. Lithic Technology, 2014, Vol. 39, 96–112.
Puzyrey A.A. In: Metod: vchera i segodnya. Materialy I Metodologicheskogo kongressa [The method: Yesterday and today. Proceedings of the 1st Methodological Congress]. Moscow: Shkola kulturnoy politiki, 1995. (in Russian)
Scaife M., Bruner J.S. The capacity for joint visual attention in the infant. Nature. 1975, 253(5489), 265–266.
Simon H. The Sciences of Artificial. Cambridge, MA: MIT Press, 1969.
Stout D., Toth N., Schick K., Chaminade T. Neural correlates of Early Stone Age toolmaking: technology, language and cognition in human evolution. Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Biological Sciences, 2008, 363(1499), 1939–1949.
Richerson P., Boyd R. Culture and the evolutionary process. Chicago, IL: University Of Chicago, 1985.
Richerson P., Boyd R. Not by genes alone: How culture transforms human evolution. Chicago, IL: University of Chicago, 2005.
Tomasello M. Istoki chelovecheskogo obshcheniya [Origins of human communication]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2011. (in Russian)
Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow: Pedagogika, 1983. (in Russian)
Vygotsky L.S., Luria A.R. Etyudy po istorii povedeniya [Studies in the history of behavior]. Moscow: Pedagogika-Press, 1993. (in Russian)
Wertsch J.V., Tulviste P. L.S. Vygotsky and contemporary developmental psychology. Developmental Psychology, 1992, 28(4), 548–557.
Wilson M. Six views of embodied cognition. Psychonomic Bulletin and Review, 2002, 9(4), 625–636.