Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект

Авторы

  • Мария Фаликман

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.361

Аннотация

Выявляются две встречные тенденции в современной когнитивной науке: доминирующее влияние нейронаук и возрастающий интерес к тем аспектам познания, которые отличают психику человека от работы технического устройства. Обсуждаются актуальные направления, в которых в центре внимания находится проблематика культурно-исторического конструктивизма. В качестве примеров подобных направлений, представляющих собой по сути «выготскианскую» волну в когнитивной науке, рассматриваются, во-первых, нейроархеология и «теория материального вовлечения» Л.Малафуриса, во-вторых, представления о «расширенном познании» и «предсказывающем кодировании» Э.Кларка, а в-третьих, теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман. В «теории материального вовлечения» Л.Малафуриса в качестве ключевых оригинальных понятий выступают понятия «метапластичности» и «материального знака», с опорой на которые автор анализирует коэволюцию психики и материальной среды в истории человечества. Согласно теории «расширенного познания» Э.Кларка, когнитивная система человека на всех этапах становления человечества разомкнута в материальный мир, который тем самым является ее неотъемлемой частью, и рассматривать их можно только в неразрывной связи. Теория «культуры как познания, укорененного в среде» Д.Ойзерман дает оригинальное объяснение широко обсуждаемой в современной культурной нейронауке дихотомии индивидуалистских (западных) и коллективистских (восточных) культур. В числе основополагающих принципов, объединяющих данные подходы и теории, – выраженный интерес к эволюции и типичное для конструктивистских подходов к познанию представление о предсказывающем характере человеческого познания. На наш взгляд, это наведение мостов между актуальными когнитивными исследованиями и культурно-деятельностной психологией, во многом основанное на принципе предвосхищения, можно рассматривать как одну из первоочередных задач современной психологической науки.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Мария Фаликман
    Фаликман Мария Вячеславовна. Доктор психологических наук, старший научный сотрудник, кафедра теоретической и прикладной лингвистики, филологический факультет, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ГСП-1, Ленинские горы, Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, ул. Мясницкая, д. 20, Москва, Россия; старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы, просп. Вернадского, 82, стр. 1, Москва, Россия. E-mail: maria.falikman@gmail.com

Опубликован

31.08.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Фаликман, М. (2017). Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект. Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.361