Культура как образующая идентичности

Авторы

  • Оксана Гавриченко
  • Татьяна Марцинковская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.362

Ключевые слова:

культура, социокультурная идентичность, личностная идентичность, социализация, эстетическая парадигма

Аннотация

Раскрывается влияние социальной ситуации на процесс творчества и идентичность художников. Показывается роль культуры в стабильной ситуации и транзитивном мире, заключающаяся в рефлексии ценностей и эмоционального состояния общества, кристаллизации происходящих изменений в произведениях искусства, восстановлении целостности идентичности людей. Доказывается, что в ситуации транзитивности важнейшей ролью искусства становится прогностическая, открывающая направления дальнейшего движения общества. Демонстрируются изменения в содержании произведений искусства и стиле творчества композиторов, художников, режиссеров в разные периоды социокультурной ситуации общества. Раскрываются изменения в произведениях искусства, понимании цели творчества в период кардинальных трансформаций, произошедших на рубеже XIX–XX веков. Художники в разных областях искусства пришли к идее о том, что в новом времени-пространстве людям будет сложно идентифицироваться не только с устоявшимися причинно-следственными отношениями, но и с устоявшимися общими для всех нормами, стереотипами, даже ценностями. Поэтому произошел кардинальный переход от слова, сюжета, представления – к образу-переживанию. Показывается, что изменения направленности творческих исканий музыкантов, художников, артистов преломляются не только в их произведениях, но и в содержании и структуре их идентичности, содержательном наполнении их ролевого функционала. Это положение раскрывается на примере эмпирического исследования, в котором представлен сравнительный анализ личностных особенностей современных студентов музыкальных и театральных высших учебных учреждений. Раскрываются общие черты и различия музыкантов и театральных деятелей, специфика исполнителей (актеров, музыкантов) и организаторов (режиссеров и дирижеров). Общим для всех студентов является высокая демонстративность, ориентация на будущее и целеустремленность. При этом у актеров и режиссеров выше уровень регуляции своего эмоционального состояния и имитация поведения. Важным отличием является более четкая профессиональная составляющая идентичности, проявляющаяся в целом у всех музыкантов, и особенно у режиссеров и дирижеров.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Оксана Гавриченко

Гавриченко Оксана Владимировна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: Oksana-danshina@rambler.ru

Татьяна Марцинковская

Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, 125319 Москва, Россия; зам. директора, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Литература

Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [Psychology of the personality: cultural and historical understanding of development of the person]. Moscow: Smysl, 2007. (in Russian)

Balashova E.Yu. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Eisenstein S.M. Psikhologicheskie voprosy iskusstva [Psychological questions of art]. Moscow: Smysl, 2002. (in Russian)

Falikman M.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 3. http://psystudy.ru (in Russian)

Gabrichevskii A.G. Morfologiya iskusstva [Art morphology]. Moscow: Agraf, 2002. (in Russian)

Gavrichenko O.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, No. 4(6). http://psystudy.ru (in Russian)

Leontiev D.A. Vvedenie v psikhologiyu iskusstva [Introduction to art psychology]. Moscow: Smysl, 1998. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(37), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Identichnost' i sotsializatsiya v sovremennom mire: sbornik metodik [Identity and socialization in the modern world: collection of techniques]. Moscow: MPGU, 2015a. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [Socialization problem in a historical and genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015b. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015c, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Shpet G.G. Filosofiya i psikhologiya kul'tury [Philosophy and psychology of culture]. Moscow: Nauka, 2007. (in Russian)

Stanislavski K.S. Moya zhizn' v iskusstve [My life in art]. Moscow: Iskusstvo, 1954. Vol. 1. (in Russian)

Teplov B.M. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Chosen psychological works]. Moscow: MODEK, 1998. (in Russian)

Yakobson P.M. Psikhologiya stsenicheskikh chuvstv aktera [Psychology of scenic feelings of the actor]. Moscow: Goslitizdat, 1936. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 93

Опубликован

29.08.2017

Как цитировать

Гавриченко, О., & Марцинковская, Т. (2017). Культура как образующая идентичности. Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.362

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>