Процессы интерпретации и различения школьниками синтаксических конструкций

Авторы

  • Елена Божович

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.615

Ключевые слова:

языковая компетенция, речевой опыт, знания о языке, языковая интуиция, нестандартная задача, синтаксическая структура, интерпретация

Аннотация

Представлены результаты исследования способов различения и интерпретации школьниками предложений, разных по синтаксической структуре и близких или тождественных по содержанию. Исследование проводилось в русле авторской концепции развития языковой компетенции как психологической системы. Эта система включает три подсистемы: речевой опыт субъекта, знания о языке, усвоенные в обучении, языковую интуицию («чувство языка»). Основной метод эмпирической части настоящей работы – индивидуальный эксперимент, проведенный по авторской методике. Выборка испытуемых – 336 учеников VII–X классов. Выявлены четыре способа решения школьниками этих задач, в каждом из которых выделяются различные варианты. Способы решения задач различаются в зависимости от: а) ориентации испытуемых на те или иные признаки предложения и /или их соотношения, б) соотношение усвоенных в школе знаний о языке и содержания речевого опыта ребенка, в) наличия / отсутствия связи между языковой и другими компетенциями носителя языка.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Елена Божович
    Божович Елена Дмитриевна. Кандидат психологических наук, зав. лабораторией психологии учения, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; профессор, кафедра педагогической психологии, Московский городскогой психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия. E-mail: elenabozhovich@inbox.ru

Библиографические ссылки

Bozhovich E.D. Uchitelyu o yazykovoi kompetentsii shkol'nikov. Moscow: MODEK, 2002. (in Russian)

Bozhovich E.D. Obraztsy v obuchenii: ikh dostoinstva i nedostatki. Moscow: Kanon +, 2008. (in Russian)

Chomsky N. Sintaksicheskie struktury. Novoe v lingvistike. Vyp. II, Moscow: Inostrannaya literatura, 1962. pp. 412–527. (in Russian)

Chomsky N. Aspekty teorii sintaksisa. Moscow: Mosk. gos. univ., 1972. (in Russian)

Granik G.G., Bondarenko S.M., Kontsevaya L.A. Doroga k knige: psikhologi – uchitelyam literatury. Moscow: Obrazovanie, 1996. (in Russian)

Kudina G.N. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 1998, No. 3–4, 85–93. (in Russian)

Melik-Pashaev A.A. Novye issledovaniya v psikhologii, 1981, No. 2, 49–52. (in Russian)

Shapoval S.A. In: E.D. Bozhovich (Ed.), Pozitsiya sub'ekta ucheniya kak psikhologicheskaya sistema. Moscow: Pamyatniki istoricheskoi mysli, 2013. pp. 74–90. (in Russian)

Shmelev A.G. Vvedenie v eksperimental'nuyu psikhosemantiku: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya i psikhodiagnosticheskie vozmozhnosti. Moscow: Mosk. gos. univ., 1983. (in Russian)

Shvedova N.Yu. In: N.Yu. Shvedova, N.D. Arutyunova, A.V. Bondarko, V.V. Ivanov, V.V. Lopatin, I.S. Ulukhanov, F.P. Filin (Eds.), Russkaya grammatika. Sintaksis. Moscow: Nauka, 1980. Vol. 2, pp. 83. (in Russian)

Vygotsky L.S. Obuchenie i razvitie v doshkol'nom vozraste. Izbr. psikhol. proizv. Moscow: APN RSFSR, 1956. pp. 426–437. (in Russian)

Vygotsky L.S. O psikhologicheskikh sistemakh. Moscow: Pedagogika, 1982. Vol. 1, pp. 109–131. (in Russian)

Опубликован

28.06.2014

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Процессы интерпретации и различения школьниками синтаксических конструкций. (2014). Психологические исследования, 7(35). https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.615

Похожие статьи

1-10 из 963

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.