Представления о различиях между старшими и младшими сиблингами
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v2i6.965Ключевые слова:
сиблинги, порядок рождения, психометрический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект, отношение родителей к сиблингамАннотация
Исследование посвящено анализу существующих в обществе представлений о психологических особенностях детей, рожденных в одной семье и различающихся по порядку рождения. Результаты свидетельствуют о том, что имплицитные представления о старших и младших детях имеют ряд различий. Старшим детям приписываются более высокие когнитивные способности (соответствующие психометрическому интеллекту), большая ответственность и самостоятельность. Младшим детям приписывается более высокий социальный интеллект, творческие способности и эмоциональность. Кроме того, родителям приписывается большая демонстрация своих чувств по отношению к младшим детям.
Скачивания
Литература
Andreeva T.N. Cognitive abilities and personality traits in children in large families: Ph.D. thesis synopsis. M., 1994. 24 p. [in Russian]
Brody G.H. Sibling relationship quality: Its Causes and Consequences // Annual Review of Psychology. 1998. Vol. 49. P. 1–24.
Contemporary child. Encyclopedia of mutual understanding / ed. A.Ya.Varga. M.: OGI, 2005. 635 p. [in Russian]
Dumitrashku T.A. The influence of intrafamily factors on formation of individuality // Voprosy psikhologii. 1991. N 1. P. 135–142. [in Russian]
Dumitrashku T.A. Family structure and cognitive development of children // Voprosy psikhologii. 1996. N 2. С. 104–112. [in Russian]
Dunn J., Plomin R. Separate lives: why siblings are so different. N.Y.: Basic Books, 1990. 210 p.
Dunn J. Sibling relationships in early childhood // Child development. 1983. Vol. 54. P. 787–811.
Goldenberg H., Goldenberg I. Family therapy: An overview. Brooks Cole, 2008. 544 p.
Minuchin S., Nichols M.P. Structural Family Therapy // Case studies in couple and family therapy / ed. Dattilio F.M. N.Y.: Guilford Press, 1999. P. 108–131.
Reiss D., Neiderhiser J.M., Hetherington E.M., Plomin R. The Relashionship Code: Deciphering genetic and social influences on adolescent development. Harvard University Press, 2000. 532 p.
SullowayF.J. Born to rebel: Birth order, family dynamics and creative lives. N.Y.: Vintage, 1997. 672 p.
Zajonc R.B., Bargh J. The confluence model: Parameter estimation of six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980. Vol. 4. P. 349–361.
Zajonc R.B., Markus G.B. Birth order and intellectual development // Psychological Review. 1975. Vol. 82. P. 74–88.