Представления о различиях между старшими и младшими сиблингами

Авторы

  • Юлия Черткова
  • Наталья Каленова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i6.965

Ключевые слова:

сиблинги, порядок рождения, психометрический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект, отношение родителей к сиблингам

Аннотация

Исследование посвящено анализу существующих в обществе представлений о психологических особенностях детей, рожденных в одной семье и различающихся по порядку рождения. Результаты свидетельствуют о том, что имплицитные представления о старших и младших детях имеют ряд различий. Старшим детям приписываются более высокие когнитивные способности (соответствующие психометрическому интеллекту), большая ответственность и самостоятельность. Младшим детям приписывается более высокий социальный интеллект, творческие способности и эмоциональность. Кроме того, родителям приписывается большая демонстрация своих чувств по отношению к младшим детям.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Юлия Черткова

Черткова Юлия Давидовна. Канд. психол. наук, ассистент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Моховая 11/5, 125009 Москва, Россия. E-mail: y_chertkova@mail.ru

Наталья Каленова

Каленова Наталья Владимировна. Выпускница кафедры психогенетики психологического факультета, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Моховая 11/5, 125009 Москва, Россия. E-mail: kalenova_natalia@mail.ru

Литература

Andreeva T.N. Cognitive abilities and personality traits in children in large families: Ph.D. thesis synopsis. M., 1994. 24 p. [in Russian]

Brody G.H. Sibling relationship quality: Its Causes and Consequences // Annual Review of Psychology. 1998. Vol. 49. P. 1–24.

Contemporary child. Encyclopedia of mutual understanding / ed. A.Ya.Varga. M.: OGI, 2005. 635 p. [in Russian]

Dumitrashku T.A. The influence of intrafamily factors on formation of individuality // Voprosy psikhologii. 1991. N 1. P. 135–142. [in Russian]

Dumitrashku T.A. Family structure and cognitive development of children // Voprosy psikhologii. 1996. N 2. С. 104–112. [in Russian]

Dunn J., Plomin R. Separate lives: why siblings are so different. N.Y.: Basic Books, 1990. 210 p.

Dunn J. Sibling relationships in early childhood // Child development. 1983. Vol. 54. P. 787–811.

Goldenberg H., Goldenberg I. Family therapy: An overview. Brooks Cole, 2008. 544 p.

Minuchin S., Nichols M.P. Structural Family Therapy // Case studies in couple and family therapy / ed. Dattilio F.M. N.Y.: Guilford Press, 1999. P. 108–131.

Reiss D., Neiderhiser J.M., Hetherington E.M., Plomin R. The Relashionship Code: Deciphering genetic and social influences on adolescent development. Harvard University Press, 2000. 532 p.

SullowayF.J. Born to rebel: Birth order, family dynamics and creative lives. N.Y.: Vintage, 1997. 672 p.

Zajonc R.B., Bargh J. The confluence model: Parameter estimation of six divergent data sets on family factors and intelligence // Intelligence. 1980. Vol. 4. P. 349–361.

Zajonc R.B., Markus G.B. Birth order and intellectual development // Psychological Review. 1975. Vol. 82. P. 74–88.

Число просмотров

Просмотров: 367

Опубликован

10.06.2009

Как цитировать

Черткова, Ю., & Каленова, Н. (2009). Представления о различиях между старшими и младшими сиблингами. Психологические исследования, 2(6). https://doi.org/10.54359/ps.v2i6.965

Выпуск

Раздел

Статьи