Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Костяк Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков

English version: Kostyak T.V. Borders of individual socialization style in children and adolescents
Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторе
Ссылка для цитирования

Рассматриваются социальные и индивидуальные границы вариативности социализации в старшем дошкольном – подростковом возрасте. Представлены критерии успешности социализации, определены направления в изучении феноменологии индивидуальных стилей социализации. Показано, что степень значимости и характер влияния социальных, культурных и личностных факторов изменяется в онтогенезе. При этом сочетание адекватных форм предъявления ребенку социальных требований и культурных норм, учет индивидуальных особенностей детей в воспитании и обучении создает необходимые условия для формирования оптимального стиля и темпа вхождения каждого ребенка в мир взрослых.

Ключевые слова: социализация детей и подростков, индивидуальный стиль социализации

 

Начиная с 50-х гг. ХХ в. проблема социализации начинает активно разрабатываться в социологической, культурантропологической, психологической, педагогической науках. При этом на протяжении почти всего периода процесс вхождения человека в социальный мир рассматривался как социально-психологическая адаптация, связанная с подведением человека под нормы и стандарты общества. Индивидуальные способы присвоения социальных и культурных эталонов практически не изучались.

Развитие современных концепций социализации связано с изменением подхода к анализу сущности процесса социального взаимодействия, который понимается как движущая сила индивидуального развития [Андреева, 2002]. Успешность социализации в современной психологии связывается со способностью личности к смысловой интерпретации социальной действительности и себя в ней.

Исследования социальных представлений [Андреева, 2002; Московиси, 1998], работы в рамках конструкционистского подхода [Бергер, Лукман, 1995; Герген, 1995] показали, что социализация является творческим процессом активного взаимодействия личности и социума, в ходе которого возникает индивидуальная картина мира. В современных концепциях социализации изучается влияние мотивации, интеллектуальных и личностных возможностей человека на процесс конструирования социальной реальности. При этом индивидуальность во многом определяет границы личностной активности и вариативности процесса социализации. Рассмотрение проблемы социализации в парадигме конструкционизма позволяет соотнести индивидуальные особенности стиля жизни человека с нормативностью и ценностями, принятыми в обществе.

Современный подход к анализу развития личности тесно связан с изменением трактовок социального влияния как внешних, навязываемых человеку, и переходом к изучению сущности социокультурных факторов, позволяющих гибко применять и переконструировать нормы исходя из своих потребностей и требований ситуации [Андреева, 2002; Белинская, 2005; Тэшфел, 1984]. Подобное понимание закономерно выдвигает проблему индивидуальной динамики социализации и построения индивидуальных траекторий вхождения в социум. Множественность образов Я обусловливает необходимость конструирования образа каждой группы, с которой взаимодействует человек, и тех индивидуальных и личностных особенностей, которые наиболее адекватны для общения в этой группе.

Эти методологические основания стали ведущими для разработки понятия индивидуального стиля социализации, который предполагает развитие личностной активности, направленной на самореализацию и раскрытие реальных и потенциальных возможностей человека в социально заданном контексте, определяющем ценности, нормы и правила поведения, значимые для общества. Индивидуальный стиль социализации во многом определяет выбор человеком групп идентичности и стиля коммуникации в них.

Индивидуальные особенности, связанные с динамикой работы нервной системы, во многом определяют уникальный путь развития личности и лежат в основе выработки индивидуального стиля деятельности и общения, обеспечивающего гармоничное развитие личности, успешность процесса социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.

Важную роль в процессе социализации играют и социальные переживания, которые помогают детям успешно соответствовать как внешним, поведенческим, так и нравственным нормам, а также корректировать усвоенные правила в зависимости от ситуации и своих потребностей, оставаясь тем не менее в рамках социальной нормативности.

Как показали исследования последних лет, процесс социализации детей и подростков носит глубоко индивидуализированный характер. Вариативность процесса социализации во многом зависит от особенностей взаимодействия и взаимовлияния социокультурных и внутриличностных факторов.

Направления исследования индивидуального стиля социализации детей и подростков

Экспериментальное изучение феноменологии индивидуального стиля социализации и условий его формирования дает возможность раскрыть его взаимосвязь с разноуровневыми параметрами индивидуальности человека и с механизмами становления личностной и социальной идентичности.

Виды идентичности связаны между собой в многомерную структуру, которая может меняться в зависимости от возраста человека, содержания норм и ценностей общества и т.д. При этом многомерное отражение себя в разных социальных общностях не должно быть противоречивым. Исходя из этого, представляется возможным рассмотрение процесса социализации через формирование многомерных структур идентичности. В процессе социального взаимодействия у человека складывается множество образов Я и соответствующих реакций на вызовы со стороны общества. Рассмотрение социализации как процесса конструирования образов мира и себя в нем позволяет изучать пути формирования разных групп идентичности, где происходит социализация человека на протяжении всей его жизни.

Важным вопросом как для анализа феноменологии социализации, так и для изучения факторов, способствующих либо препятствующих формированию индивидуального стиля социализации, является совпадение либо рассогласование критериев категоризации и самокатегоризации: по каким параметрам человек структурирует социальную группу, каково содержание социальных представлений, ценностей и нормативов разных групп идентичности, в каком соотношении они находятся и каким образом влияют на выстраивание параметров самокатегоризации. При этом закономерно встает вопрос об успешности социализации в разных социальных институтах. Поскольку нормативный подход к оценке успешности социализации только по выполнению внешних требований неприменим в рамках данной парадигмы, мы считаем возможным сформулировать следующие условия (и показатели) успешности социализации:

  • наличие разных групп идентичности, среди которых возможен свободный выбор;;
  • взаимное принятие индивида и группы;
  • высокий социометрический статус хотя бы в одной из групп идентичности;
  • дифференцированное представление о себе;
  • четко выстроенная временная перспектива.

В понятии индивидуального стиля социализации фиксируется принципиальная непротиворечивость процессов социализации и индивидуализации, в ходе которых осуществляются категоризация и самокатегоризация, выбор «своей» группы идентичности и вхождение в нее, формируются многомерные варианты образов Я и создается уникальная картина мира.

Данные положения позволяют обозначить некоторые направления эмпирического исследования вариативности процесса социализации.

Феноменология индивидуального стиля социализации. Можно выделить несколько показателей, по которым возможно изучение феноменологии индивидуальных траекторий социализации:

  • степень совпадения критериев категоризации и самокатегоризации;
  • степень согласования групповых и индивидуальных ценностей и норм;
  • адекватность группы идентичности индивидуальности человека;
  • стиль коммуникации человека с членами группы идентичности;
  • степень принятия человека в группе (отражается в социометрическом статусе и является одним из показателей успешности социализации);
  • степень интернализации социальных норм (мерилом принятия норм и ценностей группы мы считаем переживание).


Границы формирования индивидуальных вариантов социализации. Особую важность данная проблема приобретает в онтогенетическом аспекте исследования. Нам представляется интересным изучение этого процесса в особые, «переходные» периоды развития, связанные как с трансформацией социальной ситуации развития, так и с возрастно-психологическими изменениями: переход из дошкольного детства в школу (дети семи лет), подростковый период (дети 12–15 лет) и юношеский возраст (17–19 лет).

В качестве границ формирования индивидуальных вариантов социализации можно рассматривать как характеристики социальной ситуации развития детей и подростков (содержание норм и ценностей и их вариативность в разных институтах социализации, степень жесткости в трансляции норм и ценностей, стиль детско-родительских отношений, стиль педагогического общения, организационная культура образовательного учреждения, соотношение стратегий социализации родителей и детей, взаимодействие между разными институтами социализации), так и характеристики индивидуальности человека (психодинамика, стиль деятельности, познания и общения; содержание и иерархия ценностей человека и степень их совпадения с ценностями группы идентичности). При этом самые жесткие нормативные границы социализации характерны для таких институтов социализации, как детский сад и школа. В них степень активности субъекта низка и веер возможностей выбора индивидуальных способов вхождения в данный институт социализации ограничен. Границы семейной социализации и групповой социализации более гибкие, они в большей степени позволяют ребенку и подростку проявлять свою индивидуальность и получать признание и оценку значимых других.

Особенности становления индивидуальных стилей социализации на разных этапах онтогенеза исследовались нами в экспериментальном исследовании. Исходное предположение заключалось в том, что в основе вариативности процесса вхождения детей в мир взрослых лежит определенное отношение к нормам и ценностям: содержательное отношение, формальное принятие, манипулирование, отвержение. При этом формирование определенного типа отношения ребенка к нормам, требованиям и ценностям определяется не только его индивидуальными особенностями, но и влиянием значимых взрослых (родителей, воспитателей, учителей).

Полученные нами эмпирические данные говорят о том, что в процессе формирования индивидуальных вариантов социализации на разных этапах онтогенеза изменяется степень значимости и характер влияния социальных, культурных и личностных факторов. При этом сочетание адекватных форм предъявления ребенку социальных требований и культурных норм, учет индивидуальных особенностей детей в воспитании и обучении создает необходимые условия для формирования оптимального стиля и темпа вхождения каждого ребенка в мир взрослых.

Анализ содержания индивидуальных вариантов социализации и границ ее формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста позволил раскрыть роль возрастных и индивидуальных (психодинамических) качеств, а также механизмов становления личностной и социальной идентичности в процессе социализации на этих этапах онтогенеза.

По своим индивидуальным и возрастным особенностям (эмоциональная лабильность, импульсивность, высокая эмотивность) дети дошкольного и младшего школьного возраста сензитивны к принятию норм и требований, предъявляемых взрослым, и к формированию благоприятных вариантов социализации, позволяющих раскрыть их индивидуальные особенности в четко очерченных границах социальной нормативности.

Однако реальное воздействие данных возрастных особенностей на процесс социализации опосредовано рядом факторов, снижающих уровень прогнозируемой успешности. На процесс социализации влияет уровень развития социальных переживаний, являющихся своеобразным механизмом интериоризации норм и правил. Уровень развития социальных переживаний зависит от эмотивности и жесткости трансляции задаваемых взрослым эталонов. Эмотивность оказывает наиболее значимое, хотя и неоднозначное влияние на процесс социализации, усиливая, в случае успешности, принятие нормативности, но в случае неуспешности вызывая ее негативное отвержение.

Таким образом, для детей эмоциональных и общительных в большей мере характерны диаметральные показатели – они либо хорошо, либо плохо социализированы в зависимости от того, смогли они или нет навязать свою доминирующую позицию сверстникам. В случае неудачи или невозможности командовать они не в состоянии наладить партнерское взаимодействие и не могут социализироваться в группе. Напротив, дети малоэмоциональные и не очень мотивированные на общение могут быть удовлетворены и невысоким статусом. При этом дети с адекватной самооценкой практически всегда принимают нормы и правила, транслируемые взрослыми, и хорошо входят почти во все группы сверстников. Дети с неадекватно высокой самооценкой в большей степени склонны к принятию нормативов определенного института социализации, однако при конфликтах они же демонстрируют активные формы асоциального поведения. В то же время дети с невысокой самооценкой, чувствуя себя неуспешными, в меньшей степени социализированы и проявляют пассивное отторжение как норм, так и конкретного института социализации в целом.

Невозможность соответствовать значимым критериям оценки взрослых ставит ребенка перед выбором – изменить или не принять критерии взрослых или снизить оценку себя. Это приводит к формированию эмоционально амбивалентного отношения детей не только к конкретным правилам, но и к общим культурным и нравственным ценностям мира взрослых.

Возможности самостоятельного формирования индивидуальных форм социализации в первые 10–12 лет жизни весьма невысоки и существенно снижаются у детей вследствие невысокого уровня рефлексии и жесткого типа трансляции норм в большинстве институтов социализации (семья, дошкольное учреждение, школа). Сложности в процессе вхождения детей в мир взрослых с их многочисленными и разноуровневыми нормами, ценностями и правилами связаны еще и с тем, что детям не удается найти адекватную для них форму общения при все расширяющихся контактах с внешним миром, а жестко транслируемая нормативность взрослых нарушает их позитивное самоотношение, снижает самооценку и стремление к самореализации. Эмотивность, импульсивность / рефлексивность и адекватность/неадекватность самооценки определяют особенности коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками и отношение к значимым для окружающих нормам и ценностям, закладывая основы индивидуального стиля социализации.

Определенное сочетание психодинамических качеств в структуре индивидуальности ребенка может как помочь, так и затруднить процесс его социализации. Особые сложности испытывают дети с яркой, необычной индивидуальностью, высоким уровнем развития способностей, который часто носит опережающий характер. Процесс социализации детей с высоким творческим и интеллектуальным потенциалом сопровождается трудностями в присвоении многих правил и ценностей мира взрослых как в силу их объективной сложности, так и невозможности соответствовать им в должной мере. Кроме того, многие правила транслируются взрослыми как знания, но не отношения, а для одаренного ребенка непосредственный интерес к выполняемому действию является важнейшим регулирующим звеном. Тем не менее способность эффективно действовать в ситуации неопределенности и при отсутствии заданных образцов поведения повышает социализационный потенциал одаренных детей в условиях социальной нестабильности.

Изучение особенностей процесса социализации при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту показало, что ведущим институтом социализации на протяжении всего школьного возраста является семья, при этом ведущим параметром при оценке роли семьи не только для детей 7–10 лет, но и для подростков остаются эмоциональная привязанность и близость между детьми и родителями. Негативизм и агрессия в отношении семьи нехарактерны для младших школьников и отмечаются у тех подростков, которые испытывают недостаток тепла и заботы о них со стороны родителей. Доминирующими ценностями для детей и подростков являются межличностные и ценности личной жизни, в то время как родители считают весьма важным формирование у детей таких качеств, как активность, самостоятельность и независимость (для самих школьников эти ценности не являются ведущими).

В вариативности социализации при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту важную роль играют особенности взаимодействия внутриличностных факторов и параметров социальной ситуации развития. Наряду с возрастанием значимости общения со сверстниками влияние взрослого как важнейшего агента социализации в подростковом возрасте не снижается, причем часто именно семья оказывается единственной группой идентификации современных подростков, развивающихся в ситуации социальной нестабильности общества. Представления родителей о будущем своих детей, жизненные цели и ценности, особенности родительского отношения во многом определяют направление социализации детей 7–14 лет.

Вариативность социализации в подростковом возрасте связана со следующими параметрами:

  • степень устойчивости и дифференцированности Я-образа;
  • уровень развития рефлексии;
  • эмоциональная стабильность / напряженность;
  • наличие групп идентичности как среди сверстников (одноклассники, друзья вне класса), так и среди взрослых (в частности, семья).


Влияние индивидуальных особенностей на процесс социализации подростков опосредуется характером общения со взрослыми и сверстниками. При этом роль семьи и сверстников различна: на долю сверстников отводится овладение новыми и более значимыми в современном мире ценностями, в то время как взрослые обеспечивают стабильность этих ценностей и эмоциональную поддержку при неуспехе.

Изучение социальных, культурных и индивидуальных границ формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков возможно представить в виде модели (рис. 1–3).




Рис. 1. Модель формирования индивидуального стиля социализации у детей и подростков: дошкольный возраст.




Рис. 2. Модель формирования индивидуального стиля социализации у детей и подростков: младший школьный возраст.




Рис. 3. Модель формирования индивидуального стиля социализации у детей и подростков: подростковый возраст.

Заключение

Введение понятия индивидуального стиля социализации позволяет рассматривать процессы социализации и индивидуализации не как оппозиционные тенденции, но как взаимодополняющие друг друга линии развития человека в социуме. Эти два процесса неразрывно связаны, их динамическое взаимодействие обеспечивает вхождение человека в группу идентичности и формирование различных вариантов образов Я.

Становление индивидуального стиля социализации происходит в определенных границах (различные параметры социальной ситуации развития детей и подростков, их возрастные и индивидуальные особенности), степень жесткости которых изменяется в онтогенезе: «социальные» границы формирования индивидуального стиля социализации постепенно смягчаются и расширяются, а изменение «индивидуальных» границ нелинейно. Влияние врожденных психодинамических особенностей амбивалентно и более значимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. У подростков более важную роль играют уровень развития рефлексии, характеристики образа Я, эмоциональная устойчивость и другие факторы.

Несмотря на то что существует вариативность в содержании норм и правил в разных институтах социализации, сам характер трансляции этих норм и ценностей ограничивает возможность формирования продуктивного стиля социализации у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, у маленьких детей существуют сложности в вербализации своего отношения к нормам и осознании себя. Поэтому у детей 6–10 лет скорее можно говорить об индивидуальном стиле социально-психологической адаптации, поскольку собственная активность ребенка в этом процессе жестко ограничена требованиями взрослых.

В подростковом возрасте резко возрастает роль собственной активности в процессе социализации и становлении идентичности, усиливаются процессы категоризации, подросток активно ищет свою группу идентичности. В этом возрасте вариативность процесса социализации увеличивается, границы формирования индивидуального стиля социализации несколько смягчаются. Если в младшем возрасте взрослые задавали новые ценности и требовали выполнения правил, то сейчас они стабилизируют усвоенные подростком нормы и обеспечивают эмоциональную поддержку. Освоение новых норм, моделей поведения более активно идет в группе сверстников.

Исследование поддержано грантом РГНФ «Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе», проект 07-06-00333а.


Литература

Андреева Г.М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI в. // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 9–27.

Белинская Е.П. Человек в изменяющемся мире – социально-психологическая перспектива: монография. М.: Прометей, 2005.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: хрестоматия. М.: Инион, 1995.

Московичи С. [Московиси С.] Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

Тэшфел А. Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальная психология: тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та. С. 229–243.

Поступила в редакцию 26 мая 2009 г. Дата публикации: 27 декабря 2009 г.

Сведения об авторе

Костяк Татьяна Валерьевна. Кандидат психологических наук, доцент; старший научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009, Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Ссылка для цитирования

Костяк Т.В. Границы формирования индивидуального стиля социализации детей и подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

К началу страницы >>