Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов

Авторы

  • Джон Най
  • Екатерина Орёл
  • Екатерина Кочергина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.723

Ключевые слова:

психология образования, личностные черты, академические достижения, Большая Пятёрка, оценка успеваемости, академическая успешность

Аннотация

Изучаются психологические предикторы академической успеваемости студентов (N = 176) одного из крупных российских вузов. Цель исследования: оценить вклад факторов Большой Пятёрки личностных черт в различные виды академической успеваемости. В качестве оценки академической успешности до поступления в вуз использовались результаты Единого государственного экзамена; средний балл за время обучения в вузе служил показателем текущей успеваемости. Выявлено, что интроверсия, согласие, нейротизм и открытость опыту являются значимыми предикторами академических достижений студентов российского вуза. Эти результаты лишь частично подтверждаются результатами аналогичных исследований, проведённых в Западной Европе и Америке. Анализируются возможные причины этих несоответствий. Делается вывод о том, что они обусловлены различиями образовательной среды разных стран и тех требований к личностным особенностям студентов, которые предъявляет университетская среда.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Джон Най

Най Джон Винсент Канизарес. Ph.D., научный руководитель международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000, Москва, Россия. E-mail: jvcnye@gmail.com

Екатерина Орёл

Орёл Екатерина Алексеевна. Кандидат психологических наук, научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000, Москва, Россия. E-mail: eorel@hse.ru

Екатерина Кочергина

Кочергина Екатерина Владимировна. Магистр психологии, стажер-исследователь международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000, Москва, Россия. E-mail: ekochergina@hse.ru

Библиографические ссылки

Ackerman P.L., Chamorro-Premuzic T., Furnham A. Trait complexes and academic achievement: Old and new ways of examining personality in educational contexts. British Journal Of Educational Psychology, 2011, 81(1), 27–40.

Bacon D.R., Bean B. GPA in research studies: An invaluable but neglected opportunity. Journal of Marketing Education, 1990, 28, 35–42.

Duff A., Boyle E., Dunleavy K., Ferguson J. The relationship between personality, approach to learning and academic performance. Personality and Individual Differences, 2004, 36 (8), 1907–1920.

Furnham A., Chamorro-Premuzic T. Personality and intelligence as predictors of statistics examinations grades. Personality and Individual Differences, 2004, 37(5), 943–955.

Furnham A., Chamorro-Premuzic T., McDougall F. Personality, cognitive ability, and beliefs about intelligence as predictors of academic performance. Learning and Individual Differences, 2002, 14(1), 47–64.

Furnham A., Monsen J., Ahmetoglu G. Typical intellectual engagement, Big Five personality traits, approaches to learning and cognitive ability predictors of academic performance. British Journal Of Educational Psychology, 2009, 79(4), 769–782.

Furnham A., Moutafi J., Chamorro-Premuzic T. Personality and intelligence: Gender, the Big Five, self-estimated and psychometric intelligence. International Journal Of Selection & Assessment, 2005, 13(1), 11–24.

Goldberg L.R. Language and individual differences: The search for universals in personality lexicons. In: L. Wheeler (Ed.), Review of personality and social psychology, 1981. Vol. 2, pp. 141–165.

Gordeeva T.O., Kuzmenko N.E., Leontiev D.A., Osin E.N., Ryzhova O.N., Demidova E.D. Psychological peculiarities and problems of students’ adaptation: do the Olympiads winners differ? In: V.V. Lunin (Ed.), The modern tendencies of education in natural science: fundamental university education, MSU PH, 2010a. pp. 92–102. (in Russian)

Gordeeva T.O., Leontiev D.A., Osin E.N. The impact of the personality potential to the academic achievemnts. In: D.A. Leontiev (Ed.), Personality potential: structure and diagnostics. Moscow: Smysl, 2011. pp. 642–668. (in Russian)

Gordeeva T.O., Osin E.N., Kuzmenko N.E., Leontiev D.A., Ryzhova O.N., Demidova E.D. On efficiency of two systems of students’ enrolment to chemical institutes: the further analysis. In: V.V. Lunin (Ed.), The modern tendencies of education in natural science: fundamental university education, MSU PH, 2010. pp. 92–102. (in Russian)

Hakimi S., Hejazi E., Lavasani M.G. The relationships between personality traits and students’ academic achievement. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2011, 29, 836–845.

Hunter J.E., Schmidt F.L., Jackson G.B. Meta-analysis: Cumulating research findings across studies. Beverly Hills, CA: Sage 1982.

John O.P., Srivastava S. The Big-Five trait taxonomy: History, measurement, and theoretical perspectives. In: L.A. Pervin, O.P. John (Eds.), Handbook of personality: Theory and research. New York: Guilford Press, 1999. Vol. 2, pp. 102–138.

Johnson V.E. An alternative to traditional GPA for evaluating student performance. Statistical Science, 1997, 12(4), 251–269.

Kanfer R., Wolf M.B., Kantrowitz T.M., Ackerman P.L. Ability and trait complex predictors of academic and job performance: a person–situation approach. Applied Psychology: An International Review, 2010, 59(1), 40–69.

Kuncel N.R., Crede M., Thomas L.L. The validity of self-reported grade point averages, class ranks, and test scores: A metaanalysis and review of the literature. Review of Educational Research, 2005 75(1), 63–82.

McCrae R.R., John O.P. An Introduction to the Five-Factor Model and its Applications. Journal of Personality, 1992, 60(2), 175–215.

O’Connor M.C., Paunonen S.V. Big Five personality predictors of post-secondary academic performance. Personality and Individual Differences, 2007, 43(5), 971–990.

Organisation for Economic Cooperation and Development. Education at a glance 2007: OECD indicators. Paris: OECD Publishing, 2008.

Poropat A.E. A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance. Psychological Bulletin, 2009, 135(2), 322–338.

Rosander P., Bäckström M., Stenberg G. Personality traits and general intelligence as predictors of academic performance: A structural equation modelling approach. Learning and Individual Differences, 21(5), 590–596.

Roth P.L., BeVier C.A., Schippman J.S., Switzer F.S. III. Meta–analysing the relationship between grades and job performance. Journal of Applied Psychology, 1996, 81(5), 548–556.

Seligman M.E.P. Learned Optimism. New York: Simon & Schuster, 1990.

Shmelyov A.G. Psychological assessment of personality. St. Petersburg: Rech, 2002. (in Russian)

Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A metaanalytic review of longitudinal research. Intelligence, 2007, 35(5), 401–426.

Ter Laak J.F., Brugman G. Big Five: how to measure individuality. Measures and descriptions. Moscow: University Book House, 2003. (in Russian)

Trapmann S., Hell B., Hirn J.O.W., Schuler H. Meta-analysis of the relationship between the Big Five and academic success at university. Zeitschrift Fur Psychologie, 2007, 215(2), 132–151.

Опубликован

20.02.2013

Как цитировать

Най, Д., Орёл, Е., & Кочергина, Е. (2013). Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов. Психологические исследования, 6(27). https://doi.org/10.54359/ps.v6i27.723

Выпуск

Раздел

Статьи