Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.404Ключевые слова:
поколения, поколение «X», поколение «Y», межличностные отношения, стратегия межличностных отношений, установка, кооперация, конкуренцияАннотация
Представлены результаты исследования особенностей межличностных отношений так называемых поколений «X» (1967–1984 год рождения) и «Y» (1985–2000 год рождения). Данные названия восходят к современной теории поколений Н. Хоува и В. Штраусса, однако в рамках исследования, описываемого в этой статье, принципиален социокультурный подход на уровне методологии к поколению как к качественно-специфичной общности современников, разделяющих общий социально-исторический контекст существования и, вследствие этого, характеризующейся свойственными для данной общности социально-психологическими особенностями, в частности ценностями, установками. В пилотажном и основном этапе исследования приняли участие 62 респондента в возрасте от 19 до 49 лет. С помощью метода опроса, основанного на проективной методике, и последующего контент-анализа ответов респондентов было доказано различие интерпретаций культурного контента представителями поколений «X» и «Y» в терминах кооперации – конкуренции и, как следствие, различие стратегий межличностных отношений поколений «X» и «Y» на уровне значимости p >; 0.01. Также был доказан факт противоположности стратегий межличностных отношений поколений «X» и «Y»: для поколения «X» в большей степени характерна стратегия конкуренции, поколению «Y» чаще оказывается свойственна стратегия кооперации. Данный результат согласуется с авторской теоретической концепцией, исходящей из влияния социально-исторических условий существования поколений на их установки, которая допускает, что у людей, рожденных в разное время и переживающих разные значимые исторические события, формируются различные ценности, влияющие, в частности, на построение стратегии межличностных отношений.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Sotsial’naya psikhologhiya [Social psychology]. Moscow: Aspekt Press, 1999. (in Russian)
Bazarov T.Yu., Shevchenko Yu.S. Natsional’nyy psichologicheskiy zhurnal, 2010, 1(3), 80–85. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3766 (in Russian)
Belinskaya E.P. Sotsial’naya psikhologhiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Aspekt Press, 2001. (in Russian)
Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial’naya psikhologhiya: khrestomatiya. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Social psychology: chrestomathy. Textbook for universities]. Moscow: Aspekt Press, 2003. (in Russian)
Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya licnosti [Issues of personality’s forming]. Moscow: MPSI, 2001. (in Russian)
Elkonin D.B. Izbrannye psychologicheskiye trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)
Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York, NY: William Morrow, 1991.
Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York, NY: Vintage Books, 2000.
Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy – What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York, NY: Broadway Books, 1997.
Howe N., Strauss W. The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve. Harvard Business Review, 2007, 85(7–8), 47–52. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17642125
Kelley H.H., Thibaut G.W. Interpersonal relations. A theory of interdependence. New York, NY: John Wiley, 1978.
Kon I.S. Rebyonok I obschestvo [Child and society]. Moscow: Akademia, 2003. (in Russian)
Kozer L.A. Mastera sotsiologicheskoi mysli [Masters of sociological thought]. Moscow: Norma, 2006. (in Russian)
Leontiev D.A. Tsennost’ kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoy rekonstruktsii [Value as an interdisciplinary concept: the experience of multi-dimensional reconstruction]. Moscow: Moskovskiy obschestvenniy nauchniy fond, 1996. (in Russian)
Levada Yu.A. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie I sotsyal’nye peremeny, 2002, 2(58), 9–11. http://ecsocman.hse.ru/text/18972243/ (in Russian)
Levada Yu.A. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie I sotsyal’nye peremeny, 2001, 5(55), 7–14. http://ecsocman.hse.ru/text/18978045/ (in Russian)
Lisovskiy V.T. Sotsiologiya molodyozhi: uchebnik [Sociology of youth: textbook]. St. Petersburg: St. Petersburg university, 1996. (in Russian)
Maksimova O.A. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury, 2015, No. 205, 32–37. http://cyberleninka.ru/article/n/entelehii-pokoleniy-rossiyskogo-obschestva-v-kontekste-istoricheskoy-pamyati (in Russian)
Mangheim K. Ocherki sotsiologii znaniya [Essays on the sociology of knowledge]. Moscow: INION RAN, 1999. (in Russian)
Mannheim K. The Problem of Generations. Essays on the Sociology of Knowledge: Collected Works. London: Routledge and Kegan Paul, 1952.
Martsinkovskaya T.D., Chumicheva I.V. Psichologicheskie issledovaniya, 2015, 8(39), 10. http://psystudy.ru (in Russian)
Mid M. Kultura I mir detstva [Culture and world of childhood]. Moscow: Nauka,1988. (in Russian)
Semenova V.V. In: V.A.Yadov (Ed.), Rossiya transformiruyuscheesya obschestvo [Russia as Transforming Society]. Moscow: KANON-press-TSE, 2001. pp. 256–271. (in Russian)
Vygotskiy L. S. Psichologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Iskusstvo, 1986. (in Russian)