Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников

Авторы

  • Ольга Тихомандрицкая
  • Наталья Малышева
  • Забир Шаехов
  • Никита Кабальнов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.242

Ключевые слова:

психологическое благополучие, субъективное благополучие, личностные ценности, уровень психологического благополучия, взаимосвязь ценностей и благополучия

Аннотация

Представлены результаты анализа взаимосвязей ценностей (модель Ш.Шварца) и различных элементов структуры благополучия (модель К.Рифф) у старшеклассников. В исследовании приняли участие 69 старшеклассников из республик Татарстан и Башкортостан. Было выявлено, что наибольшую значимость в структуре психологического благополучия всех школьников имеет шкала Личностный рост. При этом установлено, что структура психологического благополучия различается в зависимости от его уровня. У подростков с высоким уровнем благополучия наиболее значимыми оказались показатели по шкалам Личностный рост и Цели в жизни, самыми низкими – показатели по шкалам Автономность и Самопринятие. У респондентов из группы с низким уровнем благополучия более высокие показатели по шкалам Личностный рост и Автономность, минимальный показатель – по шкале Самопринятие и Позитивное отношение с окружающими. Значимыми для всех респондентов базовыми ценностями высшего порядка оказались ценности Открытость к изменениям, наименее значимыми – ценности Самоопределения. Также были выделены ценности, имеющие большее значение у школьников с высоким и низким уровнем благополучия. Более значимой для старшеклассников с высоким уровнем благополучия по сравнению со школьниками с низким уровнем благополучия является ценность Благожелательность (при р = 0,001). При рассмотрении взаимосвязи благополучия и ценностей по всей выборке было обнаружено большое количество корреляций между различными компонентами психологического благополучия и ценностями различного уровня. Однако анализ взаимосвязей с учетом отдельных компонентов психологического благополучия демонстрирует, что уровень психологического благополучия старшеклассников будет определяться тем, насколько они чувствуют свою включенность в значимые для них группы. У старшеклассников с низким уровнем благополучия при этом существует стремление стать независимыми, автономными в своем мышлении и действиях, однако в этой ситуации затрудняется развитие позитивных отношений с другими.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ольга Тихомандрицкая

Тихомандрицкая Ольга Алексеевна. Кандидат психологических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой социальной психологии, заместитель декана, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: otihomandr@mail.ru

Наталья Малышева

Малышева Наталья Георгиевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: tasha.malysheva@gmail.com

Забир Шаехов

Шаехов Забир Дамирович. Аспирант, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: shaehovzd@gmail.com

Никита Кабальнов

Кабальнов Никита Алексеевич. Аспирант, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: polnik92@gmail.com

Литература

Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social cognition.]. Moscow: Aspekt-Press, 2005. (in Russian)

Baturin N.A. Vestnik YuUrGU. Psikhologiya, 2013, 6(4), 4–14. (in Russian)

Belinskaya E.P., Mel'nikova N.M., Pisareva L.Yu. Vestnik KemGU, 2017, 70(2), 111–116. (in Russian)

Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin, 1984, 95(3), 542–575.

Karabanova O.A., Poskrebysheva N.N. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psikhologiya, 2011, Vol. 2, 36–47. (in Russian)

Leontiev D.A. Psikhologiya smysla [Psychology of meaning]. Moscow: Smysl, 1999. (in Russian)

Ryff С., Keyes С. The structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, 69(4), 719–727.

Schwartz S., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and Cross-Cultural Replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, Vol. 58, 878–891.

Schwartz S., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2012, 9(2), 43–70. (in Russian)

Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psikhologicheskaya diagnostika, 2005, Vol. 3, 95–129. (in Russian)

Sozontov A.E. Voprosy psikhologii, 2006, Vol. 4, 105–114. (in Russian)

Tikhomandritskaya O.A., Malysheva N.G., Shaekhov Z.D., Kabal'nov N.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2011, 11(61). http://psystudy.ru (in Russian)

Voronina A.V. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 2005, Vol. 3, 142–145. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 470

Опубликован

23.02.2019

Как цитировать

Тихомандрицкая, О., Малышева, Н., Шаехов, З., & Кабальнов, Н. (2019). Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников. Психологические исследования, 12(63). https://doi.org/10.54359/ps.v12i63.242

Выпуск

Раздел

Статьи