Воспринимаемая самостоятельность молодежи в различных типах внеучебной активности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v16i91.1455Ключевые слова:
самостоятельность, независимость, волевое функционирование, внеучебная активность, досуговая активность, спорт, хобби, творчествоАннотация
Значительную роль в жизни молодых людей играет их внеучебная активность: досуг, хобби, спортивная и творческая деятельность. Предположительно, она может выступать благоприятной средой для проявления самостоятельности, в особенности если она самостоятельно организована (не структурирована взрослыми и институтами) и в ней отсутствуют внешние мотивирующие факторы. С целью описать то, как молодежь выделяет свою самостоятельность во внеучебной активности, было проведено 30 полуструктурированных интервью с участниками в возрасте от 11 до 24 лет из 15 городов России. В исследовании была использована рамка понимания самостоятельности через независимость и волевое функционирование. Проявление самостоятельности сравнивалось в двух видах внеучебной активности информантов: структурированной и неструктурированной. Были поставлены три исследовательских вопроса: как различаются описания проявления самостоятельности во внеучебной активности у тех, кто характеризует самостоятельность как независимость и как волевое функционирование, есть ли различия в проявлении самостоятельности молодежи в структурированной и неструктурированной внеучебной активности, с их точки зрения, а также какова роль тренеров, преподавателей и родителей в поддержании или ограничении их самостоятельности? Показано, что информанты двух типов самостоятельности по-разному описывали ее проявление во внеучебной активности. Вид активности играл роль в расширении диапазона описываемой самостоятельности: в неструктурированной активности информантами обоих типов самостоятельности выделялись два новых ее аспекта. Роль тренеров и родителей неоднозначно воспринималась информантами и сводилась как к поддержке самостоятельности, так и к ее ограничению. Сделан вывод о значимости внеучебной активности, в особенности неструктурированной, в развитии самостоятельности молодежи.
Скачивания
Литература
Bekova S. K., Kasharin M. Yu. Ne dlya shkoly, a dlya zhizni my uchimsya: kak uchashchiyesya otsenivayut rol' vneuchebnoy raboty [We learn not for school but for life: how students assess the im-portance of extracurricular activity] // Monitoing obschestvennogo mneniya: economicheskie i sotsi-al’niye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. – 2018. – №. 4 (146). – С. 324-335. DOI: 10.14515/monitoring.2018.4.16. (in Russian)
Karabanova О. А., Poscrebysheva Н. Н. Razvitiye lichnostnoy avtonomii podrostkov v otnosheni-yakh s roditelyami i sverstnikami [Development of personal autonomy of adolescents in relationships with parents and peers] //Вестник Московского университета [Bulletin of Moscow University]. – 2011. – №. 2. – С. 36-47. (in Russian)
Ostroverkh O.S. Obrazovatel'noye prostranstvo uchebnoy deyatel'nosti kak usloviye sub"yektnostiyee uchastnikov [Learning Space as a Prerequisite of Agency in Learning Activity.] //Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. – 2022. – Vol. 27. – №. 3. – С. 16-27. DOI:10.17759/pse.2022270302. (in Russian)
Polivanova K.N., Bochaver A.A. Vozmozhna li detskaya samostoyatel'nost' v sovremennoy shkole?
[Is Students’ Autonomy Possible at Contemporary School?]// Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie [Psychological Science and Education]. – 2022. – Vol 27. – № 3. – С. 6–15. DOI: 10.17759/pse.2022270301. (in Russian)
Polivanova K.N., Bochaver, A.A., Pavlenko, K., Sivak E.V. Obrazovaniye za stenami shkoly. Kak roditeli proyektiruyut obrazovatel'noye prostranstvo detey [Education outside the school walls. Like parents design educational space for children]. – Moscow : HSE, 2022. – 385 с. (in Russian)
Federal State Educational Standard of Secondary General Education [Electronic resource]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3ecd094e3813dce94559978a8a95fc4e.pdf (Application date: 17.04.2023). (in Russian)
Feodorova E. Z. Otnosheniye roditeley k zanyatiyam sportom i k drugim sferam zhizni yunykh sportsmenov podrostkovogo vozrasta [Attitude of parents to sports and other spheres of life of young athletes of adolescence] //Fizicheskaya kul'tura, sport-nauka i praktika [Physical culture, sport science and practice]. – 2014. – №. 1. – С. 40-45. (in Russian)
Arnett J. J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties //American psychologist. – 2000. – Т. 55. – №. 5. – С. 469. DOI: 10.1037/0003-066x.55.5.469.
Arnett J. J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. – Oxford University Press, 2014.
Bhavsar N. et al. Measuring psychological need states in sport: theoretical considerations and a new measure //Psychology of Sport and Exercise. – 2020. – Т. 47. – С. 101617. DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.101617.
Blos P. The Adolescent Passage New York: Int. – 1979.
Blum H. P. Separation-individuation theory and attachment theory //Journal of the American Psycho-analytic Association. – 2004. – Т. 52. – №. 2. – С. 535-553. DOI: 10.1177/00030651040520020501.
Brajša-Žganec A., Merkaš M., Šverko I. Quality of life and leisure activities: How do leisure activities contribute to subjective well-being? //Social indicators research. – 2011. – Т. 102. – С. 81-91. DOI: 10.1007/s11205-010-9724-2.
Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology //Qualitative research in psychology. – 2006. – Т. 3. – №. 2. – С. 77-101.
Caballo Villar M. B., Varela Crespo L. M., Nájera Martínez E. M. El ocio de los jóvenes en España. Una aproximación a sus prácticas y barreras//OBETS Revista de Ciencias Sociales – 2017. – Т. 12 – №1. DOI: 10.14198/OBETS2017.12.1.11
Daily L. Z. Towards a definition of “hobby”: An empirical test of a proposed operational definition of the word hobby //Journal of Occupational Science. – 2018. – Т. 25. – №. 3. – С. 368-382. DOI: 10.1080/14427591.2018.1463286.
Dekker S. W. A., Schaufeli W. B. The effects of job insecurity on psychological health and with-drawal: A longitudinal study //Australian psychologist. – 1995. – Т. 30. – №. 1. – С. 57-63. DOI: 10.1080/00050069508259607.
Doistua J., Lazcano I., Madariaga A. Self-managed leisure, satisfaction, and benefits perceived by disabled youth in northern Spain //Frontiers in Psychology. – 2020. – Т. 11. – С. 716. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00716.
Fraguela-Vale R. et al. Basic psychological needs, physical self-concept, and physical activity among adolescents: Autonomy in focus //Frontiers in psychology. – 2020. – Т. 11. – С. 491. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00491.
Goetz C. Securing home base: Separation-individuation, attachment theory, and the “virtual worlds” paradigm in video games //The Psychoanalytic Study of the Child. – 2017. – Т. 70. – №. 1. – С. 101-116. DOI: 10.1080/00797308.2016.1277879.
Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents //Journal of counseling psychology. – 1984. – Т. 31. – №. 2. – С. 170. DOI: 10.1037/0022-0167.31.2.170.
Iso-Ahola S. E., Jackson E., Dunn E. Starting, ceasing, and replacing leisure activities over the life-span //Journal of leisure research. – 1994. – Т. 26. – №. 3. – С. 227-249. DOI: 10.1080/00222216.1994.11969958.
Koka, A., Tilga, H., Kalajas-Tilga, H., Hein, V., & Raudsepp, L. (2019). Perceived Controlling Be-haviors of Physical Education Teachers and Objectively Measured Leisure-Time Physical Activity in Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(15), Art. 15. DOI: 10.3390/ijerph16152709.
Larson, R. W. (2000). Toward a psychology of positive youth development. American Psychologist, 55(1), 170–183. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.170.
Lloyd K. M., Auld C. J. The role of leisure in determining quality of life: Issues of content and meas-urement //Social indicators research. – 2002. – С. 43-71. DOI: 10.1023/A:1013879518210.
Lloyd K. M., Auld C. J. The role of leisure in determining quality of life: Issues of content and meas-urement //Social indicators research. – 2002. – С. 43-71. DOI: 10.1023/A:1013879518210.
Mahler M. S. On human symbiosis and the vicissitudes of individuation //Journal of the American Psychoanalytic Association. – 1967. – Т. 15. – №. 4. – С. 740-763.
Mossman L. H., Slemp G.R., Lewis K. J., Colla R. H., O’Halloran P. Autonomy support in sport and exercise settings: A systematic review and meta-analysis //International Review of Sport and Exercise Psychology. – 2022. – С. 1-24. DOI: 10.1080/1750984X.2022.2031252.
Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being //American psychologist. – 2000. – Т. 55. – №. 1. – С. 68. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68.
Ryan, R., Williams, G., Patrick, H., & Deci, E. (2009). Self-Determination Theory and Physical Ac-tivity: The Dynamics of Motivation in Development and Wellness. Hellenic Journal of Psychology, 6, 107–124.
Scott D., Willits F. K. Adolescent and adult leisure patterns: A reassessment //Journal of leisure re-search. – 1998. – Т. 30. – №. 3. – С. 319-330. DOI: 10.1080/00222216.1998.11949835.
Shcheglova I. A. An student engagement in extracurricular activities facilitate the development of their soft skills? //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – №. 6 (154). – С. 111-121. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.07.
Soenens B., Vansteenkiste M., Lens W., Luyckx K., Goossens L., Beyers W., Ryan R. M. Conceptu-alizing parental autonomy support: adolescent perceptions of promotion of independence versus pro-motion of volitional functioning //Developmental psychology. – 2007. – Т. 43. – №. 3. – С. 633. DOI: 10.1037/0012-1649.43.3.633.
Soenens B., Vansteenkiste M., Vansteenkiste M., Van Petegem S., Richard M. R. How to solve the conundrum of adolescent autonomy?: on the importance of distinguishing between independence and volitional functioning //Autonomy in Adolescent Development. – Psychology Press, 2017. – С. 1-32.
Trainor S. et al. Leisure activities and adolescent psychological well-being //Journal of adolescence. – 2010. – Т. 33. – №. 1. – С. 173-186. DOI: 10.1016/j.adolescence.2009.03.013.
Van der Kaap-Deeder J. et al. Children’s daily well-being: The role of mothers’, teachers’, and sib-lings’ autonomy support and psychological control // Developmental psychology. – 2017. – Т. 53. – №. 2. – С. 237. DOI: 10.1037/dev0000218.
Won S., Shirley L. Y. Relations of perceived parental autonomy support and control with adolescents' academic time management and procrastination //Learning and Individual Differences. – 2018. – Т. 61. – С. 205-215. DOI: 10.1016/j.lindif.2017.12.001.
Information about authors
Tsyganova Ekaterina Mikhailovna. Research intern at the Modern Childhood Research Centre, Insti-tute of education, National Research University Higher School of Economics. Address: Bld. 10, 16 Potapovsky Ln, 101000 Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4945-2553, e-mail: etsyganova@hse.ru
Bochaver Alexandra Alekseevna. Associate Professor of the Department of Educational Programmes, Faculty of Social Sciences, Institute of education, National Research University Higher School of Economics. Address: Bld. 10, 16 Potapovsky Ln, 101000 Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: abochaver@hse.ru
Yerofeeva Viktoria Georgievna. Research intern at the Modern Childhood Research Centre, Institute of education, National Research University Higher School of Economics. Address: Bld. 10, 16 Pota-povsky Ln, 101000 Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4945-2553, e-mail: etsy-ganova@hse.ru
For citation: Tsyganova E.M., Bochaver A.A., Yerofeeva V.G. Self-reported autonomy of youth in different types of extracurricular activities. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2023, Vol. 16, No. 91, p. 5. https://psystudy.ru
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.