Воспринимаемая самостоятельность молодежи в различных типах внеучебной активности

Авторы

  • Екатерина Цыганова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-4945-2553
  • Александра Бочавер Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6131-5602
  • Виктория Ерофеева Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1077-6737

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i91.1455

Ключевые слова:

самостоятельность, независимость, волевое функционирование, внеучебная активность, досуговая активность, спорт, хобби, творчество

Аннотация

Значительную роль в жизни молодых людей играет их внеучебная активность: досуг, хобби, спортивная и творческая деятельность. Предположительно, она может выступать благоприятной средой для проявления самостоятельности, в особенности если она самостоятельно организована (не структурирована взрослыми и институтами) и в ней отсутствуют внешние мотивирующие факторы. С целью описать то, как молодежь выделяет свою самостоятельность во внеучебной активности, было проведено 30 полуструктурированных интервью с участниками в возрасте от 11 до 24 лет из 15 городов России. В исследовании была использована рамка понимания самостоятельности через независимость и волевое функционирование. Проявление самостоятельности сравнивалось в двух видах внеучебной активности информантов: структурированной и неструктурированной. Были поставлены три исследовательских вопроса: как различаются описания проявления самостоятельности во внеучебной активности у тех, кто характеризует самостоятельность как независимость и как волевое функционирование, есть ли различия в проявлении самостоятельности молодежи в структурированной и неструктурированной внеучебной активности, с их точки зрения, а также какова роль тренеров, преподавателей и родителей в поддержании или ограничении их самостоятельности? Показано, что информанты двух типов самостоятельности по-разному описывали ее проявление во внеучебной активности. Вид активности играл роль в расширении диапазона описываемой самостоятельности: в неструктурированной активности информантами обоих типов самостоятельности выделялись два новых ее аспекта. Роль тренеров и родителей неоднозначно воспринималась информантами и сводилась как к поддержке самостоятельности, так и к ее ограничению. Сделан вывод о значимости внеучебной активности, в особенности неструктурированной, в развитии самостоятельности молодежи.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Екатерина Цыганова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Потаповский пер., 16, стр. 10, 101000, Москва, Россия.

Александра Бочавер, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия

Кандидат психологических наук, доцент Департамента образовательных программ Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Потаповский пер., 16, стр. 10, 101000, Москва, Россия.

Виктория Ерофеева, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия

Стажер-исследователь Центра исследований современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Потаповский пер., 16, стр. 10, 101000, Москва, Россия.

 

Литература

Bekova S. K., Kasharin M. Yu. Ne dlya shkoly, a dlya zhizni my uchimsya: kak uchashchiyesya otsenivayut rol' vneuchebnoy raboty [We learn not for school but for life: how students assess the im-portance of extracurricular activity] // Monitoing obschestvennogo mneniya: economicheskie i sotsi-al’niye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes]. – 2018. – №. 4 (146). – С. 324-335. DOI: 10.14515/monitoring.2018.4.16. (in Russian)

Karabanova О. А., Poscrebysheva Н. Н. Razvitiye lichnostnoy avtonomii podrostkov v otnosheni-yakh s roditelyami i sverstnikami [Development of personal autonomy of adolescents in relationships with parents and peers] //Вестник Московского университета [Bulletin of Moscow University]. – 2011. – №. 2. – С. 36-47. (in Russian)

Ostroverkh O.S. Obrazovatel'noye prostranstvo uchebnoy deyatel'nosti kak usloviye sub"yektnostiyee uchastnikov [Learning Space as a Prerequisite of Agency in Learning Activity.] //Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. – 2022. – Vol. 27. – №. 3. – С. 16-27. DOI:10.17759/pse.2022270302. (in Russian)

Polivanova K.N., Bochaver A.A. Vozmozhna li detskaya samostoyatel'nost' v sovremennoy shkole?

[Is Students’ Autonomy Possible at Contemporary School?]// Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie [Psychological Science and Education]. – 2022. – Vol 27. – № 3. – С. 6–15. DOI: 10.17759/pse.2022270301. (in Russian)

Polivanova K.N., Bochaver, A.A., Pavlenko, K., Sivak E.V. Obrazovaniye za stenami shkoly. Kak roditeli proyektiruyut obrazovatel'noye prostranstvo detey [Education outside the school walls. Like parents design educational space for children]. – Moscow : HSE, 2022. – 385 с. (in Russian)

Federal State Educational Standard of Secondary General Education [Electronic resource]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3ecd094e3813dce94559978a8a95fc4e.pdf (Application date: 17.04.2023). (in Russian)

Feodorova E. Z. Otnosheniye roditeley k zanyatiyam sportom i k drugim sferam zhizni yunykh sportsmenov podrostkovogo vozrasta [Attitude of parents to sports and other spheres of life of young athletes of adolescence] //Fizicheskaya kul'tura, sport-nauka i praktika [Physical culture, sport science and practice]. – 2014. – №. 1. – С. 40-45. (in Russian)

Arnett J. J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties //American psychologist. – 2000. – Т. 55. – №. 5. – С. 469. DOI: 10.1037/0003-066x.55.5.469.

Arnett J. J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. – Oxford University Press, 2014.

Bhavsar N. et al. Measuring psychological need states in sport: theoretical considerations and a new measure //Psychology of Sport and Exercise. – 2020. – Т. 47. – С. 101617. DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.101617.

Blos P. The Adolescent Passage New York: Int. – 1979.

Blum H. P. Separation-individuation theory and attachment theory //Journal of the American Psycho-analytic Association. – 2004. – Т. 52. – №. 2. – С. 535-553. DOI: 10.1177/00030651040520020501.

Brajša-Žganec A., Merkaš M., Šverko I. Quality of life and leisure activities: How do leisure activities contribute to subjective well-being? //Social indicators research. – 2011. – Т. 102. – С. 81-91. DOI: 10.1007/s11205-010-9724-2.

Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology //Qualitative research in psychology. – 2006. – Т. 3. – №. 2. – С. 77-101.

Caballo Villar M. B., Varela Crespo L. M., Nájera Martínez E. M. El ocio de los jóvenes en España. Una aproximación a sus prácticas y barreras//OBETS Revista de Ciencias Sociales – 2017. – Т. 12 – №1. DOI: 10.14198/OBETS2017.12.1.11

Daily L. Z. Towards a definition of “hobby”: An empirical test of a proposed operational definition of the word hobby //Journal of Occupational Science. – 2018. – Т. 25. – №. 3. – С. 368-382. DOI: 10.1080/14427591.2018.1463286.

Dekker S. W. A., Schaufeli W. B. The effects of job insecurity on psychological health and with-drawal: A longitudinal study //Australian psychologist. – 1995. – Т. 30. – №. 1. – С. 57-63. DOI: 10.1080/00050069508259607.

Doistua J., Lazcano I., Madariaga A. Self-managed leisure, satisfaction, and benefits perceived by disabled youth in northern Spain //Frontiers in Psychology. – 2020. – Т. 11. – С. 716. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00716.

Fraguela-Vale R. et al. Basic psychological needs, physical self-concept, and physical activity among adolescents: Autonomy in focus //Frontiers in psychology. – 2020. – Т. 11. – С. 491. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00491.

Goetz C. Securing home base: Separation-individuation, attachment theory, and the “virtual worlds” paradigm in video games //The Psychoanalytic Study of the Child. – 2017. – Т. 70. – №. 1. – С. 101-116. DOI: 10.1080/00797308.2016.1277879.

Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents //Journal of counseling psychology. – 1984. – Т. 31. – №. 2. – С. 170. DOI: 10.1037/0022-0167.31.2.170.

Iso-Ahola S. E., Jackson E., Dunn E. Starting, ceasing, and replacing leisure activities over the life-span //Journal of leisure research. – 1994. – Т. 26. – №. 3. – С. 227-249. DOI: 10.1080/00222216.1994.11969958.

Koka, A., Tilga, H., Kalajas-Tilga, H., Hein, V., & Raudsepp, L. (2019). Perceived Controlling Be-haviors of Physical Education Teachers and Objectively Measured Leisure-Time Physical Activity in Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 16(15), Art. 15. DOI: 10.3390/ijerph16152709.

Larson, R. W. (2000). Toward a psychology of positive youth development. American Psychologist, 55(1), 170–183. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.170.

Lloyd K. M., Auld C. J. The role of leisure in determining quality of life: Issues of content and meas-urement //Social indicators research. – 2002. – С. 43-71. DOI: 10.1023/A:1013879518210.

Lloyd K. M., Auld C. J. The role of leisure in determining quality of life: Issues of content and meas-urement //Social indicators research. – 2002. – С. 43-71. DOI: 10.1023/A:1013879518210.

Mahler M. S. On human symbiosis and the vicissitudes of individuation //Journal of the American Psychoanalytic Association. – 1967. – Т. 15. – №. 4. – С. 740-763.

Mossman L. H., Slemp G.R., Lewis K. J., Colla R. H., O’Halloran P. Autonomy support in sport and exercise settings: A systematic review and meta-analysis //International Review of Sport and Exercise Psychology. – 2022. – С. 1-24. DOI: 10.1080/1750984X.2022.2031252.

Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being //American psychologist. – 2000. – Т. 55. – №. 1. – С. 68. DOI: 10.1037/0003-066X.55.1.68.

Ryan, R., Williams, G., Patrick, H., & Deci, E. (2009). Self-Determination Theory and Physical Ac-tivity: The Dynamics of Motivation in Development and Wellness. Hellenic Journal of Psychology, 6, 107–124.

Scott D., Willits F. K. Adolescent and adult leisure patterns: A reassessment //Journal of leisure re-search. – 1998. – Т. 30. – №. 3. – С. 319-330. DOI: 10.1080/00222216.1998.11949835.

Shcheglova I. A. An student engagement in extracurricular activities facilitate the development of their soft skills? //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – №. 6 (154). – С. 111-121. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.07.

Soenens B., Vansteenkiste M., Lens W., Luyckx K., Goossens L., Beyers W., Ryan R. M. Conceptu-alizing parental autonomy support: adolescent perceptions of promotion of independence versus pro-motion of volitional functioning //Developmental psychology. – 2007. – Т. 43. – №. 3. – С. 633. DOI: 10.1037/0012-1649.43.3.633.

Soenens B., Vansteenkiste M., Vansteenkiste M., Van Petegem S., Richard M. R. How to solve the conundrum of adolescent autonomy?: on the importance of distinguishing between independence and volitional functioning //Autonomy in Adolescent Development. – Psychology Press, 2017. – С. 1-32.

Trainor S. et al. Leisure activities and adolescent psychological well-being //Journal of adolescence. – 2010. – Т. 33. – №. 1. – С. 173-186. DOI: 10.1016/j.adolescence.2009.03.013.

Van der Kaap-Deeder J. et al. Children’s daily well-being: The role of mothers’, teachers’, and sib-lings’ autonomy support and psychological control // Developmental psychology. – 2017. – Т. 53. – №. 2. – С. 237. DOI: 10.1037/dev0000218.

Won S., Shirley L. Y. Relations of perceived parental autonomy support and control with adolescents' academic time management and procrastination //Learning and Individual Differences. – 2018. – Т. 61. – С. 205-215. DOI: 10.1016/j.lindif.2017.12.001.

Information about authors

Tsyganova Ekaterina Mikhailovna. Research intern at the Modern Childhood Research Centre, Insti-tute of education, National Research University Higher School of Economics. Address: Bld. 10, 16 Potapovsky Ln, 101000 Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4945-2553, e-mail: etsyganova@hse.ru

Bochaver Alexandra Alekseevna. Associate Professor of the Department of Educational Programmes, Faculty of Social Sciences, Institute of education, National Research University Higher School of Economics. Address: Bld. 10, 16 Potapovsky Ln, 101000 Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: abochaver@hse.ru

Yerofeeva Viktoria Georgievna. Research intern at the Modern Childhood Research Centre, Institute of education, National Research University Higher School of Economics. Address: Bld. 10, 16 Pota-povsky Ln, 101000 Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4945-2553, e-mail: etsy-ganova@hse.ru

For citation: Tsyganova E.M., Bochaver A.A., Yerofeeva V.G. Self-reported autonomy of youth in different types of extracurricular activities. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2023, Vol. 16, No. 91, p. 5. https://psystudy.ru

Число просмотров

Просмотров: 143

Опубликован

20.12.2023

Как цитировать

Цыганова, Е., Бочавер, А., & Ерофеева, В. (2023). Воспринимаемая самостоятельность молодежи в различных типах внеучебной активности. Психологические исследования, 16(91), 5. https://doi.org/10.54359/ps.v16i91.1455

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования