Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений

Авторы

  • Александр Рикель
  • Мария Тычинина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.404

Ключевые слова:

поколения, поколение «X», поколение «Y», межличностные отношения, стратегия межличностных отношений, установка, кооперация, конкуренция

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей межличностных отношений так называемых поколений «X» (1967–1984 год рождения) и «Y» (1985–2000 год рождения). Данные названия восходят к современной теории поколений Н. Хоува и В. Штраусса, однако в рамках исследования, описываемого в этой статье, принципиален социокультурный подход на уровне методологии к поколению как к качественно-специфичной общности современников, разделяющих общий социально-исторический контекст существования и, вследствие этого, характеризующейся свойственными для данной общности социально-психологическими особенностями, в частности ценностями, установками. В пилотажном и основном этапе исследования приняли участие 62 респондента в возрасте от 19 до 49 лет. С помощью метода опроса, основанного на проективной методике, и последующего контент-анализа ответов респондентов было доказано различие интерпретаций культурного контента представителями поколений «X» и «Y» в терминах кооперации – конкуренции и, как следствие, различие стратегий межличностных отношений поколений «X» и «Y» на уровне значимости p >; 0.01. Также был доказан факт противоположности стратегий межличностных отношений поколений «X» и «Y»: для поколения «X» в большей степени характерна стратегия конкуренции, поколению «Y» чаще оказывается свойственна стратегия кооперации. Данный результат согласуется с авторской теоретической концепцией, исходящей из влияния социально-исторических условий существования поколений на их установки, которая допускает, что у людей, рожденных в разное время и переживающих разные значимые исторические события, формируются различные ценности, влияющие, в частности, на построение стратегии межличностных отношений.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Александр Рикель

Рикель Александр Маркович. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: a.m.rikel@gmail.com

Мария Тычинина

Тычинина Мария Игоревна. Студент, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: mariatychinina@gmail.com

Литература

Andreeva G.M. Sotsial’naya psikhologhiya [Social psychology]. Moscow: Aspekt Press, 1999. (in Russian)

Bazarov T.Yu., Shevchenko Yu.S. Natsional’nyy psichologicheskiy zhurnal, 2010, 1(3), 80–85. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3766 (in Russian)

Belinskaya E.P. Sotsial’naya psikhologhiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Aspekt Press, 2001. (in Russian)

Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial’naya psikhologhiya: khrestomatiya. Uchebnoe posobie dlya vuzov [Social psychology: chrestomathy. Textbook for universities]. Moscow: Aspekt Press, 2003. (in Russian)

Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya licnosti [Issues of personality’s forming]. Moscow: MPSI, 2001. (in Russian)

Elkonin D.B. Izbrannye psychologicheskiye trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)

Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York, NY: William Morrow, 1991.

Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. New York, NY: Vintage Books, 2000.

Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy – What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York, NY: Broadway Books, 1997.

Howe N., Strauss W. The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve. Harvard Business Review, 2007, 85(7–8), 47–52. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17642125

Kelley H.H., Thibaut G.W. Interpersonal relations. A theory of interdependence. New York, NY: John Wiley, 1978.

Kon I.S. Rebyonok I obschestvo [Child and society]. Moscow: Akademia, 2003. (in Russian)

Kozer L.A. Mastera sotsiologicheskoi mysli [Masters of sociological thought]. Moscow: Norma, 2006. (in Russian)

Leontiev D.A. Tsennost’ kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoy rekonstruktsii [Value as an interdisciplinary concept: the experience of multi-dimensional reconstruction]. Moscow: Moskovskiy obschestvenniy nauchniy fond, 1996. (in Russian)

Levada Yu.A. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie I sotsyal’nye peremeny, 2002, 2(58), 9–11. http://ecsocman.hse.ru/text/18972243/ (in Russian)

Levada Yu.A. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie I sotsyal’nye peremeny, 2001, 5(55), 7–14. http://ecsocman.hse.ru/text/18978045/ (in Russian)

Lisovskiy V.T. Sotsiologiya molodyozhi: uchebnik [Sociology of youth: textbook]. St. Petersburg: St. Petersburg university, 1996. (in Russian)

Maksimova O.A. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury, 2015, No. 205, 32–37. http://cyberleninka.ru/article/n/entelehii-pokoleniy-rossiyskogo-obschestva-v-kontekste-istoricheskoy-pamyati (in Russian)

Mangheim K. Ocherki sotsiologii znaniya [Essays on the sociology of knowledge]. Moscow: INION RAN, 1999. (in Russian)

Mannheim K. The Problem of Generations. Essays on the Sociology of Knowledge: Collected Works. London: Routledge and Kegan Paul, 1952.

Martsinkovskaya T.D., Chumicheva I.V. Psichologicheskie issledovaniya, 2015, 8(39), 10. http://psystudy.ru (in Russian)

Mid M. Kultura I mir detstva [Culture and world of childhood]. Moscow: Nauka,1988. (in Russian)

Semenova V.V. In: V.A.Yadov (Ed.), Rossiya transformiruyuscheesya obschestvo [Russia as Transforming Society]. Moscow: KANON-press-TSE, 2001. pp. 256–271. (in Russian)

Vygotskiy L. S. Psichologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow: Iskusstvo, 1986. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 79

Опубликован

24.02.2017

Как цитировать

Рикель, А., & Тычинина, М. (2017). Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений. Психологические исследования, 10(51). https://doi.org/10.54359/ps.v10i51.404

Выпуск

Раздел

Статьи