«Синдром утёнка»: как взаимодействие с интерфейсом влияет на возникновение когнитивных искажений
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v15i85.1274Ключевые слова:
цифровая среда, интерфейс, когнитивные искажения, синдром утёнка, юзабилитиАннотация
Мобильные и компьютерные интерфейсы всё больше используются людьми в повседневной жизни. При этом любой интерфейс регулярно обновляется и подвергается различным изменениям дизайна – как для введения новых функций, так и с целью улучшения удобства на основании пользовательских исследований. В связи с этим, важным аспектом пользовательского опыта является адаптация к изменениям, поскольку от этого зависит характер дальнейшего взаимодействия пользователя с интерфейсом. Одним из феноменов, связанным с оценкой обновлений интерфейсов, является «синдром утёнка» – предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой. В статье рассматривается ряд сходных когнитивных искажений (эффект знакомства с объектом, эффект владения, отклонение в сторону статуса-кво) и анализируется специфика «синдрома утёнка» по отношению к ним.
Скачивания
Литература
Vygotskiy L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 1996, 1(2), P. 5–8.
Golovin S.Yu. Slovar' prakticheskogo psikhologa. M.: Izd-vo Prosveshcheniye, 1998, 554 р.
Leont'yev A.N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost'. Politizdat, 1975, P. 5–7695.
Loginov N.I., Aleksandrova A.I. Sovremennyye tendentsii v zarubezhnykh issledovaniyakh kogni-tivnykh iskazheniy v protsessakh prinyatiya resheniy. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, 2020, 17(3), P. 444–453.
Atasoy O., Morewedge C.K. Digital goods are valued less than physical goods. Journal of Consumer Research, 2018, 44(6), pp. 1343-1357. https://doi.org/10.1093/jcr/ucx102
Bevan N., Carter J., Earthy J., Geis T., Harker, S. New ISO Standards for Usability, Usability Re-ports and Usability Measures. In International Conference on Human-Computer Interaction, 2016, pp. 268-278. https://doi.org/10.1007/978-3-319-39510-4_25
Bleijenbergh I., Korzilius H., Rouwette E., Van Der Wal M. Quality Criteria for Action Research: The importance of Usability of Research. In Academy of Management Proceedings, 2018, 1, P. 16684. https://doi.org/10.5465/AMBPP.2018.16684abstract
Bornstein R.F., Craver-Lemley C. Mere exposure effect. In Cognitive illusions, 2016, pp. 266-285.
Clark A. Embodied, embedded, and extended cognition. The Cambridge handbook of cognitive sci-ence, 2012, 275-291.
Dix A., Finlay J., Abowd G.D., Beale R. Human-computer interaction. Pearson Education, 2003.
Eidelman S., Crandall C.S. Bias in favor of the status quo. Social and Personality Psychology Com-pass, 2012, 6(3), pp. 270-281 https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2012.00427.x
Falikman M. There and Back Again: A (Reversed) Vygotskian Perspective on Digital Socialization. Frontiers in Psychology, 2021, 12, pp. 1-4. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.501233
Gay G., Hembrooke H. Activity-centered design: An ecological approach to designing smart tools and usable systems. Mit Press, 2004.
Camerer, C.F.; Dreber, A.; Holzmeister, F.; Ho, T-H.; Huber, J.; Johannesson, M.; Kirchler, M.; Nave, G.; Nosek, B.A. Evaluating the replicability of social science experiments in Nature and Sci-ence between 2010 and 2015. Nature Human Behaviour, 2018, 2(9), pp. 637–644. https://doi.org/10.1038/s41562-018-0399-z
Gifford B.R., Enyedy N.D. Activity Centered Design: Towards a Theoretical Framework for CSCL. In Hoadley, C.M. & Roschelle, J. (Eds.), Proceedings of the Computer Support for Collaborative Learning (CSCL), 1999. https://doi.dx.org/10.22318/cscl1999.241
Hutchins E. Distributed cognition. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. Elsevier Science, 2000, 138 p.
Kallinikos J., Aaltonen A., Marton A. The ambivalent ontology of digital artifacts. Mis Quarterly, 2013, pp. 357-370. http://www.jstor.org/stable/43825913
Fleischmann M., Amirpur M., Grupp T., Benlian A., Hess T. The role of software updates in infor-mation systems continuance—An experimental study from a user perspective. Decision Support Sys-tems, 2016, 83, pp. 83-96. https://doi.org/10.1016/j.dss.2015.12.010
Fritze M.P., Eisingerich A.B., Benkenstein, M. Digital transformation and possession attachment: ex-amining the endowment effect for consumers’ relationships with hedonic and utilitarian digital service technologies. Electronic Commerce Research, 2019, 19(2), pp. 311-337. https://doi.org/10.1007/s10660-018-9309-8
Gilboa I., Wang F. Rational status quo. Journal of Economic Theory, 2019, 181, pp. 289-308. https://doi.org/10.1016/j.jet.2019.02.009
Im H., Lennon S.J., Stoel L. The perceptual fluency effect on pleasurable online shopping experi-ence. Journal of Research in Interactive Marketing, 2010, 4(4), pp. 280-295. https://doi.org/10.1108/17505931011092808
Kahneman D., Knetsch J.L., Thaler R.H. Experimental tests of the endowment effect and the Coase theorem. Journal of political Economy, 1990, 98(6), pp. 1325-1348. DOI:10.1086/261737
Lee K., Joshi K. Examining the use of status quo bias perspective in IS research: need for re‐conceptualizing and incorporating biases. Information Systems Journal, 2017, 27(6), pp. 733-752. https://doi.org/10.1111/isj.12118
Lorenz K. King Solomon's ring. Routledge, 2003, 224 p.
Maio G.R., Haddock G., Verplanken B. The psychology of attitudes and attitude change. Sage Publi-cations Limited, 2018, 400 p.
Morewedge C.K., Giblin C.E. Explanations of the endowment effect: an integrative review. Trends in cognitive sciences, 2015, 19(6), pp. 339-348. https://doi.org/10.1016/j.tics.2015.04.004
Natesan, D., Walker, M., Clark, S. Cognitive bias in usability testing. In Proceedings of the Interna-tional Symposium on Human Factors and Ergonomics in Health Care, Sage CA: Los Angeles, CA: SAGE Publications, 2016, 5(1), pp. 86-88. https://doi.org/10.1177/232785791605101
Nicolle A., Fleming S.M., Bach D.R., Driver J., Dolan R.J. A Regret-Induced Status Quo Bi-as. Journal of Neuroscience, 2011, 31(9), pp. 3320–3327. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.5615-10.2011
Novin A., Meyers E.M. Four Biases in Interface Design Interactions. In International Conference of Design, User Experience, and Usability, Springer, Cham., 2017, pp. 163-173. https://doi.org/10.1007/978-3-319-58634-2_13
Quiñones D., Rusu, C. How to develop usability heuristics: A systematic literature review. Computer standards & interfaces, 2017, 53, pp. 89-122. https://doi.org/10.1016/j.csi.2017.03.009
Seger C.A. Implicit learning. Psychological bulletin, 1994, 115(2), 163 p.
Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having in-formation at our fingertips. science, 2011, 333(6043), pp. 776-778. DOI: 10.1126/science.120774
Weert van T.J., Munro, R.K. Informatics and the digital society: social, ethical, and cognitive issues. Springer, 2003, pp. 121–122.
Wegner D.M., Ward A.F. How Google is changing your brain. Scientific American, 2013, 309(6), pp. 58-61. https://www.jstor.org/stable/26018230
Yechiam E., Ashby N.J., Pachur, T. Who’s biased? A meta-analysis of buyer–seller differences in the pricing of lotteries. Psychological Bulletin, 2017, 143(5), 543. https://doi.org/10.1037/bul0000095
Zhao Q., Chen C.D., Wang J.L., Wang K.J. Study of factors influencing mobile ticketing adoption: Status quo bias perspective. Journal of Marine Science and Technology, 2016, 24(5), pp. 926-937. DOI: 10.6119/JMST-016-0504-2
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Надежда Глебко, Елена Горбунова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.