Зрительный поиск знакомых и опасных стимулов: «гопник» в толпе
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v13i71.189Ключевые слова:
зрительный поиск, асимметрия зрительного поиска, фактор знакомости стимула, гопникиАннотация
Субкультурным группам зачастую присущ особенный стиль одежды, который позволяет им отделить себя от остального общества и в итоге становится отличительной чертой группы и частью общего культурного бэкграунда страны. Но насколько сильно представления о тех или иных субкультурах могут быть укоренены в культуре страны? В данной работе был исследован феномен асимметрии зрительного поиска при поиске антропоморфных стимулов, имеющих характеристики, присущие внешнему виду представителей субкультуры «гопников». Были проведены две серии экспериментов, в ходе которых было проверено влияние ознакомленности испытуемых со стимулом, а также то, что стимул мог быть воспринят испытуемыми как потенциально несущий опасность. В целом в представленных результатах было продемонстрировано проявление феномена асимметрии зрительного поиска для антропоморфных объектов и объектов, имеющих стилистические особенности субкультуры «гопников», которое было несводимо к базовым свойствам стимулов. Согласно нашим результатам, субкультура «гопников» в современной России воспринимается скорее как имеющая определенные привычные стереотипные особенности, чем как представляющая угрозу.
Скачивания
Библиографические ссылки
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.
Bar M., Neta M. (2006). Humans prefer curved visual objects. Psychological Science, 17(8), 645–648. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2006.01759.x DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2006.01759.x
Becker L., Smith D.T., Schenk T. (2017). Investigating the familiarity effect in texture segmentation by means of event-related brain potentials. Vision Research, 140, 120–132. https://doi.org/10.1016/j.visres.2017.08.002 DOI: https://doi.org/10.1016/j.visres.2017.08.002
Bridges D., Pitiot A., MacAskill M.R., Peirce J. (2020). The timing mega-study: comparing a range of experiment generators, both lab-based and online. PsyArXiv. https://doi.org/10.31234/OSF.IO/D6NU5 DOI: https://doi.org/10.31234/osf.io/d6nu5
Bruce N.D.B., Tsotsos J.K., Leibold C., Maximilians L. (2011). Visual representation determines search difficulty : explaining visual search asymmetries, 5(July), 1–10. https://doi.org/10.3389/fncom.2011.00033 DOI: https://doi.org/10.3389/fncom.2011.00033
Coelho C.M., Cloete S., Wallis G. (2011). The face-in-the-crowd effect: When angry faces are just cross(es). Journal of Vision, 10(1), 7–7. https://doi.org/10.1167/10.1.7 DOI: https://doi.org/10.1167/10.1.7
Crump M.J.C., McDonnell J.V., Gureckis T.M. (2013). Evaluating Amazon’s Mechanical Turk as a Tool for Experimental Behavioral Research. PLoS ONE, 8(3), e57410. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0057410 DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0057410
de Leeuw J.R., Motz B.A. (2016). Psychophysics in a Web browser? Comparing response times collected with JavaScript and Psychophysics Toolbox in a visual search task. Behavior Research Methods, 48(1), 1–12. https://doi.org/10.3758/s13428-015-0567-2 DOI: https://doi.org/10.3758/s13428-015-0567-2
Flykt A. (2005). Visual Search With Biological Threat Stimuli: Accuracy, Reaction Times, and Heart Rate Changes, 5(3), 349–353. https://doi.org/10.1037/1528-3542.5.3.349 DOI: https://doi.org/10.1037/1528-3542.5.3.349
Foster D.H., Ward P.A. (1991). Asymmetries in oriented-line detection indicate two orthogonal filters in early vision. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 243(1306), 75–81. https://doi.org/10.1098/rspb.1991.0013 DOI: https://doi.org/10.1098/rspb.1991.0013
Fox E., Russo R., Dutton K. (2002). Attentional bias for threat: Evidence for delayed disengagement from emotional faces. Cognition and Emotion, 16(3), 355–379. https://doi.org/10.1080/02699930143000527 DOI: https://doi.org/10.1080/02699930143000527
Gavriliuk V.V. (2011). The Gopniks as a Phenomenon in the Youth Community. Russian Education and Society, 53(1), 28–37. https://doi.org/10.2753/RES1060-9393530103 DOI: https://doi.org/10.2753/RES1060-9393530103
Gilford R.M., Juola J.F. (1976). Familiarity effects on memory search and visual search, 7(2), 142–144. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03337145
Gray K.L.H., Adams W.J., Hedger N., Newton K.E., Garner M. (2013). Faces and awareness: Low-level, not emotional factors determine perceptual dominance. Emotion, 13(3), 537–544. https://doi.org/10.1037/a0031403 DOI: https://doi.org/10.1037/a0031403
Greene H.H., Rayner K. (2001). Eye movements and familiarity effects in visual search, 41, 3763–3773. DOI: https://doi.org/10.1016/S0042-6989(01)00154-7
Hansen C.H., Hansen R.D. (1988). Finding the Face in the Crowd: An Anger Superiority Effect, 54(6), 917–924. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.6.917
Hedger N., Adams W.J., Garner M. (2015). Fearful faces have a sensory advantage in the competition for awareness. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 41(6), 1748–1757. https://doi.org/10.1037/xhp0000127 DOI: https://doi.org/10.1037/xhp0000127
Horstmann G. (2007). Preattentive face processing: What do visual search experiments with schematic faces tell us? Visual Cognition, 15(7), 799–833. https://doi.org/10.1080/13506280600892798 DOI: https://doi.org/10.1080/13506280600892798
JASP Team (2020). JASP(Version 0.12) [Computer software]
Jeffreys H. (1998). The theory of probability. OUP Oxford.
Kristjánsson A., Tse P.U. (2001). Curvature discontinuities are cues for rapid shape analysis. Perception & Psychophysics, 63(3), 390–403. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194407
LoBue V. (2010). What’s so scary about needles and knives? Examining the role of experience in threat detection. Cognition and Emotion, 24(1), 180–187. https://doi.org/10.1080/02699930802542308 DOI: https://doi.org/10.1080/02699930802542308
Lyadova A.S. (2018). Противодействие распространению криминальной субкультуры в молодежной среде как составляющая профилактики экстремизма. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №3. Гуманитарные и общественные науки, 43–48.
Malinowski P., Hübner R. (2001). Asymmetries for Familiar Stimuli and Learned Features The effect of familiarity on visual-search performance: Evidence for learned basic features, 63(3), 458–463. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194412
Meinecke C., Meisel C. (2014). Top-down influence on bottom-up process: The familiarity effect modulates texture segmentation. Vision Research, 95(December), 23–35. https://doi.org/10.1016/j.visres.2013.12.008 DOI: https://doi.org/10.1016/j.visres.2013.12.008
Mruczek R.E.B., Sheinberg D.L. (2005). Distractor familiarity leads to more efficient visual search for complex stimuli, (6), 1016–1031. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03193628
Öhman A. (2005). The role of the amygdala in human fear: Automatic detection of threat. Psychoneuroendocrinology, 30(10), 953–958. https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2005.03.019 DOI: https://doi.org/10.1016/j.psyneuen.2005.03.019
Ohman A., Flykt A., Esteves F. (2001). Emotion Drives Attention : Detecting the Snake in the Grass, 130(3), 466–478. https://doi.org/10.1037/AXJ96-3445.130.3.466 DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.130.3.466
Öhman A., Soares S.C., Juth P., Lindstrm B., Esteves F. (2012). Evolutionary derived modulations of attention to two common fear stimuli: Serpents and hostile humans. Journal of Cognitive Psychology, 24(1), 17–32. https://doi.org/10.1080/20445911.2011.629603 DOI: https://doi.org/10.1080/20445911.2011.629603
Peirce J., Gray J.R., Simpson S., MacAskill M., Höchenberger R., Sogo H., … Lindeløv J.K. (2019). PsychoPy2: Experiments in behavior made easy. Behavior Research Methods, 51(1), 195–203. https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y DOI: https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y
Royden C.S., Wolfe J.M., Klempen N. (2001). Visual search asymmetries in motion and optic flow fields. Perception and Psychophysics, 63(3), 436–444. https://doi.org/10.3758/BF03194410 DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194410
Schubö A., Gendolla G.H.E., Meinecke C., Abele A.E. (2006). Detecting emotional faces and features in a visual search paradigm: Are faces special? Emotion, 6(2), 246–256. https://doi.org/10.1037/1528-3542.6.2.246 DOI: https://doi.org/10.1037/1528-3542.6.2.246
Shen J., Reingold E.M. (2001). Visual search asymmetry : The influence of stimulus familiarity and low-level features, 63(3), 464–475. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194413
Stein T., Sterzer P. (2012). Not just another face in the crowd: Detecting emotional schematic faces during continuous flash suppression. Emotion, 12(5), 988–996. https://doi.org/10.1037/a0026944 DOI: https://doi.org/10.1037/a0026944
Sulikowski D., Burke D. (2014). Threat is in the sex of the beholder: Men find weapons faster than do women. Evolutionary Psychology, 12(5), 913–931. https://doi.org/10.1177/147470491401200505 DOI: https://doi.org/10.1177/147470491401200505
Tikhomirov S. (2011). «Креатив» в молодежной культуре: особенности конструирования образа гопника. Международный журнал исследований культуры, 1(2), 155–161.
Treisman A. (1985). Preattentive processing in vision. Computer Vision, Graphics and Image Processing, 31(2), 156–177. https://doi.org/10.1016/S0734-189X(85)80004-9 DOI: https://doi.org/10.1016/S0734-189X(85)80004-9
Treisman A., Gormican S. (1988). Feature Analysis in Early Vision: Evidence From Search Asymmetries. Psychological Review, 95(1), 15–48. https://doi.org/10.1037/0033-295X.95.1.15 DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.95.1.15
Treisman A., Souther J. (1985). Search Asymmetry. A Diagnostic for Preattentive Processing of Separable Features. Journal of Experimental Psychology: General, 114(3), 285–310. https://doi.org/10.1037/0096-3445.114.3.285 DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.114.3.285
Wagenmakers E.-J., Love J., Marsman M., Jamil T., Ly A., Verhagen J., … Morey R.D. (2017). Bayesian inference for psychology. Part II: Example applications with JASP. Psychonomic Bulletin & Review, 1–19. https://doi.org/10.3758/s13423-017-1323-7 DOI: https://doi.org/10.3758/s13423-017-1323-7
Wang Q., Cavanagh P., Green M. (1994). Familiarity and pop-out in visual search. Percept. Psychophys., 56(5), 495–500. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03206946
Wolfe J.M., Cave K.R., Franzel S.L. (1989). Guided search: an alternative to the feature integration model for visual search. J.Exp.Psychol.Hum.Percept.Perform., 15(0096-1523 SB-M), 419–433. https://doi.org/2527952 DOI: https://doi.org/10.1037/0096-1523.15.3.419
Wolfe J.M. (1994). Guided Search 2.0 A revised model of visual search. Psychonomic Bulletin & Review, 1(2), 202–238. https://doi.org/10.3758/BF03200774 DOI: https://doi.org/10.3758/BF03200774
Wolfe J.M. (2001). Asymmetries in visual search : An introduction. Perception & Psychophysics, 63(3), 381–389. https://doi.org/10.3758/BF03194406 DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194406
Wolfe J.M., Horowitz T.S. (2017). Five factors that guide attention in visual search. Nature Human Behaviour, 1(3), 1–8. https://doi.org/10.1038/s41562-017-0058 DOI: https://doi.org/10.1038/s41562-017-0058
Wolfe J.M. (2010). Visual search. Current Biology, 20(8), R346–R349. https://doi.org/10.1016/j.cub.2010.02.016 DOI: https://doi.org/10.1016/j.cub.2010.02.016
Yakovleva M.V. (2013). Динамика образов мужественности в моде начала ХХI века: гендерный аспект. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 26–32.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Психологические исследования

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.