Влияние турецких «мыльных опер» на формирование гендерных стереотипов у российских зрителей
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v16i87.1351Ключевые слова:
средства массовой коммуникации, гендерные стереотипы, ТурцияАннотация
Исследование влияния медиа на формирование стереотипов привлекает внимание ученых уже не первое десятилетие. Согласно теории культивирования [Gerbner et al., 1980; Gerbner et al., 2002], потребление человеком продуктов массовой коммуникации впоследствии приводит к формированию определенных представлений, включающих в себя и стереотипы. Данное исследование изучает взаимосвязь между вовлеченностью российских зрителей в просмотр турецких «мыльных опер» и стереотипами турецких мужчин и женщин. В опросе участвовали 270 российских респондентов. Данные были обработаны с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM). Результаты показали, что, во-первых, интенсивность просмотра турецких «мыльных опер» предсказывает положительный образ турецких мужчин и женщин, а во-вторых, российские зрители склонны воспринимать и турецких мужчин, и турецких женщин «теплыми» и «компетентными». И, наконец, зрители, которые более интенсивно смотрят турецкие сериалы, атрибутируют более фемининные качества как туркам, так и турчанкам.
Скачивания
Литература
Ageev V.S. Psihologicheskoe issledovanie social'nyh stereotipov. Voprosy psihologii, 1986. 1, 95–101. (In Russian)
Adorno T. Issledovanie avtoritarnoj lichnosti. Moscow: Serebryanye niti, 2001. (In Russian)
Brajant D., Tompson S. Osnovy vozdejstviya SMI/Dzh. – 2004. (In Russian)
Van Gubergen M. Pohvala stereotipu // Teoriya i praktika prepodavaniya russkogo yazyka. University College of Brussels. - HUB. https://mognovse.ru/lyx-pohvala-stereotipu-m-van-goubergen.html
(In Russian)
Grigor'ev D.S. Model' soderzhaniya stereotipov i etnicheskie stereotipy v Rossii. ZHurnal sociologii i social'noj antropologii, 2020, 23(2), 215–244. DOI:10.31119/jssa.2020.23.2.9 (In Russian)
Lippmann U. Obshchestvennoe mnenie. – 2004. (In Russian)
Majers D. Social'naya psihologiya. Piter, 2011. (In Russian)
Popova V.O., Balezina E.A. Rol' sredstv massovoj informacii v formirovanii stereotipov massovogo soznaniya. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya, 2015, 2, 88–94. (In Russian)
Saetov I.G. Populyarnost' tureckih serialov u russkoyazychnyh zritelej. Vostochnaya analitika, 2020, 4, 249–257. DOI:10.31696/2227-5568-2020-04-249-257 (In Russian)
Habenskaya E.O. Etnicheskie stereotipy i ksenofobiya v SMI (po materialam monitoringa pressy stol-ichnogo regiona). Dnevnik Altajskoj shkoly politicheskih issledovanij, 2005, 21, 171–174. (In Rus-sian)
Allen R.C. Speaking of soap operas. University of North Carolina Press, 1985.
Allport G.W., Clark K., Pettigrew T. The nature of prejudice. Addison-Wesley, 1954.
Ang I. Watching Dallas: Soap opera and the melodramatic imagination. Routledge, 2013.
Baldwin J.R., Means Coleman R.R., González A., Shenoy-Packer S. Intercultural communication for everyday life. John Wiley and Sons, 2014.
Banas J.A., Bessarabova E., Massey Z.B. Meta-analysis on mediated contact and prejudice. Human Communication Research, 2020, 46(2–3), 120–160. DOI:10.1093/hcr/hqaa004
Bandura A., Walters R.H. Social learning theory. Prentice Hall: Englewood cliffs, 1977. Vol. 1.
Blumler J.G., Katz E. The Uses of Mass Communications: Current Perspectives on Gratifications Re-search. London: Sage Annual Reviews of Communication Research, 1974. Vol. 3.
Boratav H.B., Fişek G.O., Ziya H.E. Unpacking masculinities in the context of social change: Internal complexities of the identities of married men in Turkey. Men and Masculinities, 2014, 17(3), 299–324. DOI:10.1177/1097184X14539511
Brewer W.F., Nakamura G.V. The nature and functions of schemas. In: R.S. Wyer, T.K. Srull (Eds.), Handbook of social cognition. Hillsdale: Erlbaum. 1984.
Brunsdon C. Identity in feminist television criticism. Media, Culture & Society, 1993, 15(2), 309–320. DOI:10.1177/016344379301500201
Brunsdon C. Screen tastes: Soap opera to satellite dishes. Routledge, 2005. DOI:10.4324/9780203993002
Buccianti A. Dubbed Turkish soap operas conquering the Arab world: social liberation or cultural aliena-tion? Arab Media and Society, 2010, 10(2), 428.
Byerly C.M., Ross K. Women and media: A critical introduction. John Wiley and Sons, 2008.
Chao T.C. A diary study of university EFL learners' intercultural learning through foreign films. Lan-guage Culture and Curriculum, 2013, 26(3), 247–265. DOI:10.1080/07908318.2013.833936
Fiske S.T. Intergroup biases: A focus on stereotype content. Current opinion in behavioral sciences, 2015, 3, 45–50. DOI:10.1016/j.cobeha.2015.01.010
Fiske S.T. Stereotyping, prejudice, and discrimination. – 1998.
Geraghty C. Women and soap opera: A study of prime time soaps. Polity Press, 1991.
Geraghty C. Women's fiction still? The study of soap opera in television studies. Critical Studies in Tele-vision, 2006, 1(1), 129–134. DOI:10.7227/CST.1.1.17
Gerbner, G., Gross, L., Morgan, M., Signorielli, N., & Shanahan, J. Growing up with television: Culti-vation processes. In: J. Bryant, & D. Zillman (Eds.), Media effects: Advances in theory and research (2nd edition). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 2002. pp. 43-67
Gerbner, G., Gross, L., Signorielli, N., & Morgan, M. Television violence, victimization, and power. American behavioral scientist, 1980, 23(5), 705–716. DOI:10.1177/000276428002300506
Hobson D. Crossroads: The drama of a soap opera. Methuen, 1982. Vol. 10.
Hofstede G. Cultural dimensions. 2003.
Hu L.T., Bentler P.M. Cutoff Criteria for Fit Indexes in Covariance Structure Analysis: Conventional Criteria Versus New Alternatives. Structural Equation Modeling, 1999, 6(1), 1–55.
Jabbour J. Winning hearts and minds through soft power: The case of Turkish soap operas in the Middle East. In: Lenze, N., Schriwer, C., Jalil, Z. (Eds.), Media in the Middle East: Activism, Politics, and Cul-ture. Palgrave Macmillan, Cham, 2017. pp. 145–163. DOI:10.1007/978-3-319-65771-4_7
Kubey R.W., Csikszentmihalyi M. Television as escape: Subjective experience before an evening of heavy viewing. Communication Reports, 1990, 3(2), 92–100. DOI:10.1080/08934219009367509
Larochelle D.L. The Greek Fandom of Turkish Soap Operas and the Tourism Industry: Traveling through Borders, Realities, and Identities. The Journal of Popular Culture, 2019, 52(6), 1472–1493. DOI:10.1111/jpcu.12864
Laurence L.D. “Brad Pitt Halal” and the Hybrid Woman: Gender Representations and Religion through Turkish Soap Operas. ESSACHESS-Journal for Communication Studies, 2019, 12(24(2)), 61–78.
Özkan T., Lajunen T. Masculinity, femininity, and the Bem sex role inventory in Turkey. Sex Roles, 2005, 52, 103–110. DOI:10.1007/s11199-005-1197-4
Popa D., Nechita F., Liu Y., Chin S.W.L. Linking Positive Psychology and Intercultural Competence by Movies: Evidence From Brunei and Romania. Frontiers in Psychology, 2021, 12. DOI.10.3389/fpsyg.2021.750904
Qasmi H. Representations of Gender Relations in Turkish Soap Operas and Afghan Audiences' Recep-tion. PhD dissertation. University of Ottawa, Ottawa, 2020.
Roskos-Ewoldsen D.R., Klinger M.R., Roskos-Ewoldsen B. Media priming: A meta-analysis. Mass media effects research: Advances through meta-analysis. In: Preiss R.W., Gayle B.M., Burrell N., Allen M., Bryant J. (Eds.), Mass media effects research: Advances through meta-analysis. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2007. pp. 53–80.
Schachter S., Singer J. Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state. Psychologi-cal review, 1962, 69(5), 379. DOI:10.1037/h0046234
Turner R.N., Crisp R.J., Lambert E. Imagining intergroup contact can improve intergroup attitudes. Group Processes & Intergroup Relations, 2007, 10(4), 427–441. DOI:10.1177/1368430207081533
Wiergacz K.J., Lucas J.L. Wonder Women: The Portrayal of Women in Television Soap Operas. Psi chi journal of undergraduate research, 2003, 8(2), 70-74.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Юлия Боровикова, Виктория Галяпина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.