Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории

Авторы

  • Иван Асланов
  • Алексей Котов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i72.180

Ключевые слова:

метафора, категория, фрейминг, депрессия

Аннотация

В исследовании изучается влияние фреймингового эффекта метафоры на суждения о категории и примере категории. Также ставится вопрос о том, способна ли метафора увеличить объективность категории, то есть усилить эффект категориального имени. Для эксперимента была выбрана категория «депрессия» с конвенциональными метафорами «враг» и «болото» (определенными на основании контент-анализа федеральных СМИ в декабре 2018 – декабре 2019 года). В качестве примера категории использовалось описание депрессивного эпизода конкретного человека. В соответствии с концептуальной теорией метафоры, добавление метафоры в описание депрессии вызывало фрейминговый эффект. Выяснилось, что метафора «болото», в отличие от метафоры «враг», уменьшает оценку вины человека, совершившего из-за депрессии социальный проступок, а также оценку необходимого в этом случае штрафа, заставляя, таким образом, рассматривать депрессию как более «объективное» обстоятельство. Обе метафоры усилили убежденность в том, что избавлению от депрессии способствует «помощь извне», однако на разном уровне. Метафора «врага» влияла на оценку суждений о категории «депрессия», а метафора «болота» – на оценку суждений о ее примере (депрессивный эпизод у конкретного человека). Данные настоящего эксперимента дополняют представление о природе фреймингового эффекта метафоры, показывая, что он может возникать или исчезать в зависимости от того, на каком «уровне» (категории или примера) формулируется суждение. Кроме того, исследование демонстрирует, что метафора в сочетании с категориальным именем может усиливать воспринимаемую «объективность» категории.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Иван Асланов
    Асланов Иван Александрович, аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 9, 119019 Москва, Россия; магистрант факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Армянский пер., 4/2, 101000 Москва, Россия. E-mail: ivaslanov@gmail.com
  • Алексей Котов
    Котов Алексей Александрович, кандидат психологических наук, Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Армянский пер., 4/2, 101000 Москва, Россия. E-mail: al.kotov@gmail.com

Библиографические ссылки

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By. Moscow: LKI, 2004. (in Russian)

Brooks, L.R., Norman, G.R., Allen, S.W. (1991). Role of specific similarity in a medical diagnosis task. Journal of Experimental Psychology: General, 120, 278-287.

Gentner, D., Asmuth, J. (2017). Metaphoric extension, relational categories, and abstraction. Language, Cognition and Neuroscience, 1-10.

Giffin, C., Wilkenfeld, D., Lombrozo, T. The explanatory effect of a label: Explanations with named categories are more satisfying. Cognition, 2018, 168, 357-369.

Goldstone, R.L., Barsalou, L.W. Reuniting perception and conception. Cognition, 1998, 65(2-3), 231-262.

Landau, M.J., Barrera, J., Keefer, L.A. On the road: Combining possible identities and metaphor to motivate disadvantaged middle-school students. Metaphor and Symbol, 2017, 32(4), 276-290.

Levin, I.P., Schneider, S.L., Gaeth, G.J. All Frames Are Not Created Equal: A Typology and Critical Analysis of Framing Effects. Organ Behav Hum Decis Process, 1998, 76(2), 149-188.

Lupyan, G., Zettersten, M. Does vocabulary help structure the mind? PsyArXiv, 2020. URL: https://doi.org/10.31234/osf.io/b74u9

Malt, B.C. (1989). An on-line investigation of prototype and exemplar strategies in classification. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 15, 539-555.

Thibodeau, P.H., Boroditsky, L. Metaphors We Think With: The Role of Metaphor in Reasoning. PLoS ONE, 2011, 6(2). URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0016782

Thibodeau, P.H., Hendricks, R.K., Boroditsky, L. How Linguistic Metaphor Scaffolds Reasoning. Trends in Cognitive Sciences, 2017 21(11), 852-863.

Wolff, P., Gentner, D. Structure-mapping in metaphor comprehension. Cognitive Science, 2011, 35(8), 1456-1488.

Опубликован

28.08.2020

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории . (2020). Психологические исследования, 13(72). https://doi.org/10.54359/ps.v13i72.180

Похожие статьи

1-10 из 22

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.