Роль предыдущих знаний в порождении эффекта понятийной гибкости

Авторы

  • Алексей Котов
  • Николай Дагаев

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v6i29.696

Ключевые слова:

понятие, категория, эффект понятийной гибкости, семантическая память, формирование понятий

Аннотация

Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании на выборке студентов (N = 60) проверялась гипотеза о том, что эффект понятийной гибкости может возникать в задачах на классификацию, если в качестве стимульного материала используются объекты, признаки которых имеют функциональные связи и могут быть соотнесены с семантическими знаниями испытуемого.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Алексей Котов
    Котов Алексей Александрович. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, Центр фундаментальных исследований, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: al.kotov@gmail.com
  • Николай Дагаев
    Дагаев Николай Игоревич. Студент 4-го курса, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Brooks L.R. Nonanalytic concept formation and memory for instances. In: Cognition and categorization. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. pp. 169–211.

Cabrera A., Billman D. Language-driven concept learning: Deciphering Jabberwocky. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1996, 22(2), 539–555. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.22.2.539

Carey S. The origin of concepts. Oxford: OUP, 2011. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X10000919

Chin-Parker S., Ross B.H. The effect of category learning on sensitivity to within-category correlations. Memory and cognition, 2002, 30(3), 353–362. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194936

Hoffman A.B., Rehder B. The costs of supervised classification: The effect of learning task on conceptual flexibility. Journal of Experimental Psychology: General, 2010, 139(2), 319–340. DOI: https://doi.org/10.1037/a0019042

Kamin L.J. Predictability, surprise, attention, and conditioning. In: Punishment and aversive behavior. New York: Appleton-Century Crofts, 1969. pp. 279–296.

Kruschke J. ALCOVE: an exemplar-based connectionist model of category learning. Psychological review, 1992, 99(1), 22–44. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.99.1.22

Lupyan G., Rakison D., McClelland J. Language is not Just for Talking: Redundant Labels Facilitate Learning of Novel Categories. Psychological Science, 2007, 18(12), 1077–1083. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.02028.x

Markman A.B., Ross B. H. Category use and category learning. Psychological Bulletin, 2003, No. 4, 592-613. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.4.592

Murphy G., Allopenna P. The Locus of Knowledge Effects in Concept Learning. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1994, 20(4), 904–919. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.20.4.904

Murphy G.L. The big book of concepts. Cambridge: MIT Press, 2004.

Murphy G.L., Medin D.L. The role of theories in conceptual coherence. Psychological Review, 1985, 92(3), 289–316. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.3.289

Nosofsky R. Similarity scaling and cognitive process models. Annual review of psychology, 1992, 43(1), 25–53. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.ps.43.020192.000325

Rescorla R.A., Wagner A.R. A theory of Pavlovian conditioning: Variations in the effectiveness of reinforcement and nonreinforcement. In: Classical conditioning: II. Current research and theory. New York: Appleton-Century-Crofts, 1972. pp. 64–99.

Robinson C.W, Best C.A., Deng W., Sloutsky V.M. The role of words in cognitive tasks: What, when, and how? Frontiers in Psychology, 2012, 3, 1–8. doi:10.3389/fpsyg.2012.00095 DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00095

Shekhter M.S., Potapova A.Ya. Psikhologicheskii zhurnal, 1999, 20(2), 66–72. (in Russian)

Shepard R.N., Hovland C.I., Jenkins H.M. Learning and memorization of classifications. Psychological Monographs, 1961, 75(13), 1–42. DOI: https://doi.org/10.1037/h0093825

Smith E.E., Grossman M. Multiple systems of category learning. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 2008, 32, 249–264. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2007.07.009

Yamauchi T., Markman A.B. Category learning by inference and classification. Journal of Memory and Language, 1998, 39, 124–48. DOI: https://doi.org/10.1006/jmla.1998.2566

Опубликован

22.06.2013

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Роль предыдущих знаний в порождении эффекта понятийной гибкости. (2013). Психологические исследования, 6(29). https://doi.org/10.54359/ps.v6i29.696