Роль предыдущих знаний в порождении эффекта понятийной гибкости
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v6i29.696Ключевые слова:
понятие, категория, эффект понятийной гибкости, семантическая память, формирование понятийАннотация
Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании на выборке студентов (N = 60) проверялась гипотеза о том, что эффект понятийной гибкости может возникать в задачах на классификацию, если в качестве стимульного материала используются объекты, признаки которых имеют функциональные связи и могут быть соотнесены с семантическими знаниями испытуемого.
Скачивания
Библиографические ссылки
Brooks L.R. Nonanalytic concept formation and memory for instances. In: Cognition and categorization. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. pp. 169–211.
Cabrera A., Billman D. Language-driven concept learning: Deciphering Jabberwocky. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1996, 22(2), 539–555. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.22.2.539
Carey S. The origin of concepts. Oxford: OUP, 2011. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X10000919
Chin-Parker S., Ross B.H. The effect of category learning on sensitivity to within-category correlations. Memory and cognition, 2002, 30(3), 353–362. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03194936
Hoffman A.B., Rehder B. The costs of supervised classification: The effect of learning task on conceptual flexibility. Journal of Experimental Psychology: General, 2010, 139(2), 319–340. DOI: https://doi.org/10.1037/a0019042
Kamin L.J. Predictability, surprise, attention, and conditioning. In: Punishment and aversive behavior. New York: Appleton-Century Crofts, 1969. pp. 279–296.
Kruschke J. ALCOVE: an exemplar-based connectionist model of category learning. Psychological review, 1992, 99(1), 22–44. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.99.1.22
Lupyan G., Rakison D., McClelland J. Language is not Just for Talking: Redundant Labels Facilitate Learning of Novel Categories. Psychological Science, 2007, 18(12), 1077–1083. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2007.02028.x
Markman A.B., Ross B. H. Category use and category learning. Psychological Bulletin, 2003, No. 4, 592-613. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.4.592
Murphy G., Allopenna P. The Locus of Knowledge Effects in Concept Learning. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1994, 20(4), 904–919. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.20.4.904
Murphy G.L. The big book of concepts. Cambridge: MIT Press, 2004.
Murphy G.L., Medin D.L. The role of theories in conceptual coherence. Psychological Review, 1985, 92(3), 289–316. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.92.3.289
Nosofsky R. Similarity scaling and cognitive process models. Annual review of psychology, 1992, 43(1), 25–53. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.ps.43.020192.000325
Rescorla R.A., Wagner A.R. A theory of Pavlovian conditioning: Variations in the effectiveness of reinforcement and nonreinforcement. In: Classical conditioning: II. Current research and theory. New York: Appleton-Century-Crofts, 1972. pp. 64–99.
Robinson C.W, Best C.A., Deng W., Sloutsky V.M. The role of words in cognitive tasks: What, when, and how? Frontiers in Psychology, 2012, 3, 1–8. doi:10.3389/fpsyg.2012.00095 DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2012.00095
Shekhter M.S., Potapova A.Ya. Psikhologicheskii zhurnal, 1999, 20(2), 66–72. (in Russian)
Shepard R.N., Hovland C.I., Jenkins H.M. Learning and memorization of classifications. Psychological Monographs, 1961, 75(13), 1–42. DOI: https://doi.org/10.1037/h0093825
Smith E.E., Grossman M. Multiple systems of category learning. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 2008, 32, 249–264. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2007.07.009
Yamauchi T., Markman A.B. Category learning by inference and classification. Journal of Memory and Language, 1998, 39, 124–48. DOI: https://doi.org/10.1006/jmla.1998.2566