Психологические аспекты технологического общества
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.249Ключевые слова:
транзитивность, информационная социализация, технологическое общество, технологическое пространство, информационное пространство, толерантность к новым технологиям, стиль информационной идентичностиАннотация
Рассматривается психологическое содержание транзитивности, анализируется феноменология транзитивного общества. Исследуется психологическое содержание образа мира людей в современном технологическом обществе. Показывается, что с точки зрения психологических параметров образа мира можно констатировать существенные цивилизационные изменения, так как произошла интериоризация техники, а современные технические средства, прежде всего Интернет, стали одним из аспектов содержания образа мира и даже образа себя. Современные средства связи и передвижения существенно изменили и представления людей о пространстве и времени, что существенно отразилось не только на когнитивной составляющей образа мира, но и на эмоциональном благополучии и отношении к новым техническим достижениям и новым культурам. Происходящие в современном технологическом обществе трансформации психологической феноменологии и психологических закономерностей формирования представлений о мире и отношения к новой реальности ставят перед психологами задачу исследования факторов, определяющих принятие / непринятие людьми новых технологий и нового социокультурного пространства. Приводятся данные эмпирических исследований влияния стилей идентичности и способов переработки информации на отношение к новым информационным технологиям и толерантность к новому технологическому и информационному пространству. В исследовании принимали участие как молодые люди (100 человек от 18 до 25 лет), так и группа людей зрелого возраста (100 человек от 30 до 45 лет). Определение стиля идентичности и ведущего канала переработки информации проводилось как в реальном, так и в виртуальном пространстве сети Интернет. Полученные результаты показали более выраженную склонность к цифровому стилю восприятия и переработки информации у более молодых респондентов. При этом у обеих групп доминирующим был визуальный способ, что отражает реальную ситуацию для большинства населения всех возрастов. Важным моментом было то, что ведущий канал восприятии информации не менялся и при работе с информацией в реальном пространстве, и в Интернете. На втором этапе изучалась толерантность к различным характеристикам технологического пространства. Полученные материалы показали, что молодые респонденты фактически отождествляют коммуникацию и информацию с Интернетом, при этом подавляющее большинство позитивно оценивают эти элементы технологического пространства. У взрослых респондентов происходит разделение коммуникации и интернета, отношение которому, особенно у людей, мало имеющих дело с сетью Интернет, амбивалентное, часто даже негативное. Напротив, достижения медицины более позитивно оценивают взрослые люди, возможно, в связи с тем, что уже в силу возраста задумываются о лечении. Интересно, что все респонденты, даже те, кто имеет дело с автоматизированными видами производства, малотолерантны к робототехнике. При этом негативные оценки связаны преимущественно с моральными аспектами, но практически нигде в ответах не прозвучали чисто технические оценки (облегчают труд) или опасения из-за возможности потерять работу. Таким образом, можно говорить о том, что общее представление о технологическом обществе связано у большинства людей с представлениями об Интернете, в то время как понимание сложной многомерной реальности, связанной с развитием технологий, осознает небольшое число людей, преимущественно тех, кто профессионально связан с ним. Было выявлено, что информационный стиль идентичности, наряду со знаковым способом восприятия информации, является одним из важнейших факторов, влияющих на позитивное отношение к новым технологиям и множественности социокультурных контекстов современного мира. В то же время ведущим фактором, определяющим толерантность к новым технологиям, остается опыт работы с ними и профессиональная мотивация, которая не зависит от возраста и стиля идентичности. Приятие нового технологического общества отражается в содержании личной страницы в социальных сетях, которая во многом тождественна образу мира, помогая оптимизировать отношения с миром и другими людьми.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Identity presentation in interaction context. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(26), 1. http:// psystudy.ru (in Russian)
Andreeva G.M., Dontsov A.I. (Eds.). Social Psychology in the modern world. Moscow: Aspekt Press, 2002. (in Russian)
Astrid S., Bernd M., Machilek F. Personality in cyberspace: personal Web sites as media for personality expressions and impressions. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, 90(6), 1014–1031.
Bauman Z. The idealized society. Moscow: Logos, 2002. (in Russian)
Bauman Z. Liquid modernity. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)
Belinskaya E.P. People in a changing world: socio-psychological perspective. Moscow: Prometei, 2005. (in Russian)
Belinskaya E.P., Dubovskaya E.M. Variability and constancy as personality traits. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 5(7), 2. http://psystudy.ru (in Russian)
Berzonsky M. Identity formation: the role of identity processing style and cognitive processes. Personality and Individual Differences, 2008, 44(3), 645–655.
Castells M. Information era: economy, society and culture. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2000. (in Russian)
Golubeva N.A., Martsinkovskaya T.D. Informational socialization: the psychological approach. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, 6(20). http://psystudy.ru (in Russian)
Khuzeeva G.R. Social identity of teenagers and young men in the conditions of transitivity. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 9. http://psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Identity in everyday and transitive world. Moscow: MPGU, 2017. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. The problem of socialization in the historical-genetic paradigm. Moscow: Smysl, 2015a. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Modern psychology – challenges of transitivity. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015b, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Yurevich A.V. Aggressiveness in the modern Russian society as a psychological problem. Psikhologicheskii Zhurnal, 2014, 35(3), 68–77. (in Russian)