Психологические аспекты технологического общества

Авторы

  • Татьяна Марцинковская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.249

Ключевые слова:

транзитивность, информационная социализация, технологическое общество, технологическое пространство, информационное пространство, толерантность к новым технологиям, стиль информационной идентичности

Аннотация

Рассматривается психологическое содержание транзитивности, анализируется феноменология транзитивного общества. Исследуется психологическое содержание образа мира людей в современном технологическом обществе. Показывается, что с точки зрения психологических параметров образа мира можно констатировать существенные цивилизационные изменения, так как произошла интериоризация техники, а современные технические средства, прежде всего Интернет, стали одним из аспектов содержания образа мира и даже образа себя. Современные средства связи и передвижения существенно изменили и представления людей о пространстве и времени, что существенно отразилось не только на когнитивной составляющей образа мира, но и на эмоциональном благополучии и отношении к новым техническим достижениям и новым культурам. Происходящие в современном технологическом обществе трансформации психологической феноменологии и психологических закономерностей формирования представлений о мире и отношения к новой реальности ставят перед психологами задачу исследования факторов, определяющих принятие / непринятие людьми новых технологий и нового социокультурного пространства. Приводятся данные эмпирических исследований влияния стилей идентичности и способов переработки информации на отношение к новым информационным технологиям и толерантность к новому технологическому и информационному пространству. В исследовании принимали участие как молодые люди (100 человек от 18 до 25 лет), так и группа людей зрелого возраста (100 человек от 30 до 45 лет). Определение стиля идентичности и ведущего канала переработки информации проводилось как в реальном, так и в виртуальном пространстве сети Интернет. Полученные результаты показали более выраженную склонность к цифровому стилю восприятия и переработки информации у более молодых респондентов. При этом у обеих групп доминирующим был визуальный способ, что отражает реальную ситуацию для большинства населения всех возрастов. Важным моментом было то, что ведущий канал восприятии информации не менялся и при работе с информацией в реальном пространстве, и в Интернете. На втором этапе изучалась толерантность к различным характеристикам технологического пространства. Полученные материалы показали, что молодые респонденты фактически отождествляют коммуникацию и информацию с Интернетом, при этом подавляющее большинство позитивно оценивают эти элементы технологического пространства. У взрослых респондентов происходит разделение коммуникации и интернета, отношение которому, особенно у людей, мало имеющих дело с сетью Интернет, амбивалентное, часто даже негативное. Напротив, достижения медицины более позитивно оценивают взрослые люди, возможно, в связи с тем, что уже в силу возраста задумываются о лечении. Интересно, что все респонденты, даже те, кто имеет дело с автоматизированными видами производства, малотолерантны к робототехнике. При этом негативные оценки связаны преимущественно с моральными аспектами, но практически нигде в ответах не прозвучали чисто технические оценки (облегчают труд) или опасения из-за возможности потерять работу. Таким образом, можно говорить о том, что общее представление о технологическом обществе связано у большинства людей с представлениями об Интернете, в то время как понимание сложной многомерной реальности, связанной с развитием технологий, осознает небольшое число людей, преимущественно тех, кто профессионально связан с ним. Было выявлено, что информационный стиль идентичности, наряду со знаковым способом восприятия информации, является одним из важнейших факторов, влияющих на позитивное отношение к новым технологиям и множественности социокультурных контекстов современного мира. В то же время ведущим фактором, определяющим толерантность к новым технологиям, остается опыт работы с ними и профессиональная мотивация, которая не зависит от возраста и стиля идентичности. Приятие нового технологического общества отражается в содержании личной страницы в социальных сетях, которая во многом тождественна образу мира, помогая оптимизировать отношения с миром и другими людьми.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Татьяна Марцинковская

Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, директор института психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия; заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; заведующая лабораторией психологии личности, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Литература

Andreeva G.M. Identity presentation in interaction context. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(26), 1. http:// psystudy.ru (in Russian)

Andreeva G.M., Dontsov A.I. (Eds.). Social Psychology in the modern world. Moscow: Aspekt Press, 2002. (in Russian)

Astrid S., Bernd M., Machilek F. Personality in cyberspace: personal Web sites as media for personality expressions and impressions. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, 90(6), 1014–1031.

Bauman Z. The idealized society. Moscow: Logos, 2002. (in Russian)

Bauman Z. Liquid modernity. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

Belinskaya E.P. People in a changing world: socio-psychological perspective. Moscow: Prometei, 2005. (in Russian)

Belinskaya E.P., Dubovskaya E.M. Variability and constancy as personality traits. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 5(7), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Berzonsky M. Identity formation: the role of identity processing style and cognitive processes. Personality and Individual Differences, 2008, 44(3), 645–655.

Castells M. Information era: economy, society and culture. Moscow: Vysshaya shkola ekonomiki, 2000. (in Russian)

Golubeva N.A., Martsinkovskaya T.D. Informational socialization: the psychological approach. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2011, 6(20). http://psystudy.ru (in Russian)

Khuzeeva G.R. Social identity of teenagers and young men in the conditions of transitivity. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 9. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Identity in everyday and transitive world. Moscow: MPGU, 2017. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. The problem of socialization in the historical-genetic paradigm. Moscow: Smysl, 2015a. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Modern psychology – challenges of transitivity. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015b, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Yurevich A.V. Aggressiveness in the modern Russian society as a psychological problem. Psikhologicheskii Zhurnal, 2014, 35(3), 68–77. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 157

Опубликован

08.12.2018

Как цитировать

Марцинковская, Т. (2018). Психологические аспекты технологического общества. Психологические исследования, 11(62). https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.249

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>