Генезис соотношения модели психического и символических функций в дошкольном возрасте

Авторы

  • Наталья Королёва
  • Елена Сергиенко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.386

Ключевые слова:

модель психического, понимание ментальных состояний, символические функции, развитие игры и рисования, символическая игра, дошкольный возраст

Аннотация

Представлены результаты исследования соотношения модели психического и символических функций на критическом этапе их развития – в дошкольном возрасте. Проверяется гипотеза о когерентности в развитии этих способностей. Изучение символических функций проводилось в рамках игры и рисования. С этой целью были разработаны и апробированы методики, включающие в себя задачи разного уровня сложности, позволяющие дать комплексную оценку этой способности на разных этапах развития, включая как использование, так и понимание символических средств. Уровень развития модели психического оценивался при помощи двух батарей задач, охватывающих ее основные компоненты (понимание неверных мнений, эмоций и их причин, визуальной перспективы, ментальных состояний по их внешним проявлениям): тест «Модель психического. Детский вариант» Сергиенко, Лебедевой; батарея задач «Модель психического» Hutchins еt al. Полученные данные о развитии этих способностей сопоставлялись с показателями интеллектуального развития детей (по тесту интеллекта Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста). В исследовании приняли участие 60 детей двух возрастных групп – 3–4 года и 5–6 лет, показатель интеллекта которых находился в пределах средней нормы по шкале Векслера. Показано, что на разных этапах онтогенеза символическая функция меняет характер связи с моделью психического, при этом наблюдается гетерохронность в развитии отдельных составляющих символических функций (понимание и использование символических средств) в игре и рисовании. Вклад психометрического интеллекта в развитие обеих способностей с возрастом снижается.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Наталья Королёва

Королёва Наталья Александровна. Аспирант, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1, 129366 Москва, Россия. E-mail: Koroleava.n@yandex.ru

Елена Сергиенко

Сергиенко Елена Алексеевна. Доктор психологических наук, профессор, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1, 129366 Москва, Россия. E-mail: elenas13@mail.ru

Литература

Armitage E., Allen M.L. Children’s picture interpretation: Appearance or intention? Developmental psychology, 2015, 51(9), 1201–1215.

Astington J.W., Jenkins J.M. Theory of mind development and social understanding. Cognition and Emotion, 1995, 9(2/3), 151–165.

Avdulova T.P. Psikhologiya igry [Psychology of the play: a modern approach]. Moscow: Akademiya, 2009. (in Russian)

Browne C.A., Woolley J.D. Theory of mind in children's naming of drawings. Journal of Cognition and Development, 2001, 2(4), 389–412.

Cole D., LaVoie J.C. Fantasy play and related cognitive development in 2-to 6-year-olds. Developmental Psychology, 1985, 21(2), 233–239.

Dyachenko O.M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nika [Development of the preschooler's imagination]. Moscow: Mezhdunarodnyi obrazovatel'nyi i psikhologicheskii kolledzh, 1996. (in Russian)

Freeman N.H., Sanger D. Commonsense aesthetics of rural children. Visual Arts Research, 1995, 1–10.

Golomb C., Gowing E.D.G., Friedman L. Play and cognition: Studies of pretence play and conservation of quantity. Journal of Experimental Child Psychology, 1982, 33(2), 257–279.

Harris D.B., Goodenough F.L. Goodenough-Harris drawing test manual. Harcourt: Brace and World, 1963.

Hutchins T.L., Bonazinga L.A., Prelock P.A., Taylor R.S. Beyond false beliefs: The development and psychometric evaluation of the Perceptions of Children’s Theory of Mind Measure–Experimental Version (PCToMM-E). Journal of Autism and Developmental Disorders, 2008, 38(1), 143–155.

Keskin B. The Relationship Between Theory of Mind, Symbolic Transformations in Pretend Play, and Children's Social Competence. PhD thesis, Florida State University database, 2005.

Lebedeva E.I., Talanova N.N., Sergienko E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(26), 3. (in Russian)

Lillard A.S. Pretend play skills and the child's theory of mind. Child Development, 1993, 64(2), 348–371.

Lillard A.S., Lemer M., Hopkins E., Dore R., Smith E., Palmquist C. The impact of pretend play on children's development: A review of the evidence. Psychological bulletin, 2013, 139(1), 1–34.

Luquet G.H. Le dessin enfantin. Paris: F. Alcan, 1927.

Machover K. Proektivnyi risunok cheloveka [Draw A Person Test]. Moscow: Smysl, 1996. (in Russian)

Nelson K. Concept, word, and sentence: Interrelations in acquisition and development. Psychological Review, 1974, 81(4), 267–285.

Pellegrini A.D., Gustafson K. Boys’ and girls’ uses of objects for exploration, play, and tools in early childhood. The nature of play. Great apes and humans, 2005, 113–135.

Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Prosveshchenie, 1969. (in Russian)

Sapogova E.E. Psikhologicheskii analiz znakovo-simvolicheskoi deyatel'nosti doshkol'nika [Selected psychological works]. Tula: Priokskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1993. (in Russian)

Sergienko E.A., Lebedeva E.I., Prusakova O.A. Model' psikhicheskogo v ontogeneze cheloveka [Theory of mind in human ontogenesis].Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. (in Russian)

Smilansky S. The effects of sociodramatic play on disadvantaged preschool children. New York, NY: John Wiley, 1968.

Tare M., Chiong C., Ganea P., DeLoache J. Less is more: How manipulative features affect children's learning from picture books. Journal of Applied Developmental Psychology, 2010, 31(5), 395–400.

Ulanova A.Yu. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(39), 9.

Veraksa A.N. Voprosy psikhologii, 2012, No. 4, 62–70. (in Russian)

Vygotskii L.S. Problemy detskoi i vozrastnoi psikhologii [The Problem of Age].Moscow: Pedagogika, 1984. (in Russian)

Wenner M. The serious need for play. Scientific American Mind, 2009, 20(1), 22–29.

Youngblade L.M., Dunn J. Individual differences in young children's pretend play with mother and sibling: Links to relationships and understanding of other people's feelings and beliefs. Child Development, 1995, 66(5), 1472–1492.

Число просмотров

Просмотров: 145

Опубликован

29.04.2017

Как цитировать

Королёва, Н., & Сергиенко, Е. (2017). Генезис соотношения модели психического и символических функций в дошкольном возрасте. Психологические исследования, 10(52). https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.386

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>