Психология и новые методологии: эпистемология сложного
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v8i42.530Ключевые слова:
методология, психология современности, трансдисциплинарность, эпистемология сложности, интеллектуальные движения, Э.МоренАннотация
В контексте культурно-исторического подхода к анализу науки обсуждаются интеллектуальные движения новых методологий. Изменившаяся социокультурная и познавательная ситуации потребовали от психологии разработки новых методов, понятий и методологий, позволяющих адекватно исследовать изменяющуюся психику в сложном изменяющемся мире. Идеи трансдисциплинарности, концепции сложного мышления, эпистемология сложности становятся для психологической науки порождающей средой для производства новых исследовательских подходов и методологических стратегий. В этом контексте обсуждается концепция французского ученого Эдгара Морена, который ввел семь принципов сложного мышления, выделил фундаментальные аспекты сложности – холизм и антиномичность, показал значимость в анализе реальности тонких и не всегда очевидных факторов культуры.
Скачивания
Литература
Asmolov A.G. Psikhologicheskie issledovaniya, 2015, 8(40), 3. http://psystudy.ru (in Russian)
Avtonomova N.S., Shchedrina T.G. (Eds.) Kul'turno-istoricheskaya epistemologiya: problemy i perspektivy. K 70-letiyu Borisa Isaevicha Pruzhinina. Moscow: Politicheskaya entsiklopediya, 2014. (in Russian)
Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)
Beck U. Kosmopoliticheskoe mirovozzrenie. Moscow: Tsentr issledovanii postindustrial'nogo obshchestva, 2008. (in Russian)
Brikman Zh., Sokal A. Intellektual'nye ulovki. Kritika sovremennoi filosofii postmoderna. Moscow: Dom intellektual'noi knigi, 2002. (in Russian)
Eribon D. Mishel' Fuko. Moscow: Molodaya gvardiya, 2008. (in Russian)
Fuko M. Slova i veshchi. Arkheologiya gumanitarnykh nauk. St. Petersburg: A-cad, 1994. (in Russian)
Fuko M. Intellektualy i vlast': Izbrannye politicheskie stat'i, vystupleniya i interv'yu. Chast' 2. Moscow: Praksis, 2005. (in Russian)
Fuko M. Rannie raboty. St. Petersburg: Vladimir Dal', 2015. (in Russian)
Giddens E. Uskol'zayushchii mir. Kak globalizatsiya menyaet nashu zhizn'. Moscow: Ves' mir 2004. (in Russian)
Girenok F. Udovol'stvie myslit' inache. Moscow: Akademicheskii proekt, 2008. (in Russian)
Grebenshchikova E.G., Kiyashchenko L.P. In: Utopiya i obrazovanie. Tomsk: Tomskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2011. pp. 52–60. (in Russian)
Guseltseva M.S. Evolyutsiya psikhologicheskogo znaniya v smene tipov ratsional'nosti (istoriko-metodologicheskoi issledovanie). Moscow: Akropol', 2013. (in Russian)
Gusel'tseva M.S. Obrazovatel'naya politika, 2015, 1(67), 29–44.
Khofshtadter D.R. Gedel', Esher, Bakh: eta beskonechnaya girlyanda. Metaforicheskaya fuga o razume i mashinakh v dukhe L'yuisa Kerolla. Samara: Bakhrakh-M, 2001. (in Russian)
Kiyashchenko L.P., Moiseev V.I. Filosofiya transdistsiplinarnosti. Moscow: Institut filosofii RAN, 2009. (in Russian)
Klochko V.E. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 2011, No. 40, 36–152. (in Russian)
Kobrin K. O katastrofe, kotoraya paralizovala Rossiyu. Colta.ru, 2015. http://www.colta.ru/articles/society/6818(in Russian)
Knyazeva E.N. In: E. Moren. Metod. Priroda prirody. Moscow: Progress-traditsiya, 2005. pp. 5–26. (in Russian)
Knyazeva E.N. Vestnik TGPU, 2011, 10(112), 193–201. http://iph.ras.ru/uplfile/evolep/helena/knyazeva_e-_n-_193_2.pdf(in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie issledovaniya, 2014, 7(37), 12. http://psystudy.ru (in Russian)
Maturana U., Varela F. Drevo poznaniya: Biologicheskie korni chelovecheskogo ponimaniya. Moscow: Progress-traditsiya, 2001. (in Russian)
Mokii V.S. Osnovy transdistsiplinarnosti. Nal'chik: El'-Fa, 2009. (in Russian)
Mokii V.S. Metodologiya transdistsiplinarnosti-4. Nal'chik: ANOITT, 2011. http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdmetodol.php (in Russian)
Moren E. Metod. Priroda prirody. Moscow: Progress-Traditsiya, 2005. (in Russian)
Moren E. Vestnik Evropy, 2012, No. 33. http://magazines.russ.ru/vestnik/2012/33/m30-pr.html (in Russian)
Piaget J. Méthodologie des Relations Interdisciplinaires. Archives de Philosophie, 1971, No. 34, 539–549.
Piaget J. L’épistémologie des relations interdisciplinaires. In: L. Apostel, G. Berger, A. Briggs, G. Michaud (Eds.), L’interdisciplinarité – Problèmes d’enseignement et de recherche. Centre pour la Recherche et l’Innovation dans l’Enseignement. Paris: Organisation de Coopération et de développement économique, 1972. pp. 131–144.
Prokhorova I.D. Snob, 2014. http://snob.ru/selected/entry/84749 (in Russian)
Romanovskaya T.B. K analizu ponyatiya «natsional'naya nauka»: postanovka problemy. In: Sotsiokul'turnyi kontekst nauki. Moscow: Institut filosofii RAN, 1998. (in Russian)
Shweder R.A. Thinking Through Cultures: Expeditions in Cultural Psychology. Cambridge: Harvard University Press, 1991.
Sinergeticheskaya paradigma. Kognitivno-kommunikativnye strategii sovremennogo nauchnogo poznaniya. Moscow: Progress-Traditsiya, 2004. (in Russian)
Sinergeticheskaya paradigma. Nelineinoe myshlenie v nauke i iskusstve.Moscow: Progress-Traditsiya, 2002. (in Russian)
Poddubnyi N.V. (Ed.). Sinergeticheskie issledovaniya v oblasti gumanitarnykh i estestvennykh nauk. Belgorod: Politerra, 2003. (in Russian)
Stepin V.S. Teoreticheskoe znanie: Struktura, istoricheskaya evolyutsiya. Moscow: Progress-Traditsiya, 2000. (in Russian)
Žižek S. Dobro pozhalovat' v pustynyu real'nogo! Moscow: Pragmatika kul'tury, 2002. (in Russian)