Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью

Авторы

  • Варвара Моросанова
  • Татьяна Фомина
  • Юлия Ковас

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v7i34.636

Ключевые слова:

осознанная саморегуляция, интеллект, когнитивные особенности, математическая успешность, учебные достижения

Аннотация

Анализируется перспектива изучения взаимосвязи регуляторных и когнитивных особенностей с математической успешностью школьников. Рассматривается роль осознанной саморегуляции в обеспечении успешности учебной деятельности в целом. Представлены данные исследования вклада осознанной саморегуляции учебной деятельности в различные виды математической успешности учащихся девятых классов (N = 171). Проведен сравнительный анализ регуляторных и когнитивных предикторов различных видов математической успешности. Показано, что наряду с когнитивными характеристиками регуляторные особенности выступают значимым фактором математической успешности школьников.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Варвара Моросанова

Моросанова Варвара Ильинична. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. Е-mail: morosanova@mail.ru.

Татьяна Фомина

Фомина Татьяна Геннадьевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. Е-mail: tanafomina@mail.ru.

Юлия Ковас

Ковас Юлия Владимировна. Доктор психологических наук, директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении, Голдсмитс, Университет Лондона, Лондон SE14 6NW, Великобритания; директор лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, Томский государственный университет, пр. Ленина, д. 36, 634050 Томск, Россия. Е-mail: kovas@gold.ac.uk

Литература

Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. In: R.F. Baumeister (Ed.), The self in social psychology. Philadelphia, PA: Psychology Press, 1999. pp. 285–298.

Baumeister R.F., Exline J.J. Self-control, morality, and human strength. Journal of Social and Clinical Psychology, 2000, 19(1), 29–42.

Carver C.S., Scheier M.F. On the self-regulation of behavior. New York: Cambridge University Press, 1998.

Deci E.L., Ryan R.M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: Human needs and the self-determination perspective. Psychological Inquiry, 2000, 11(4), 227–268.

Dehaene S., Dupoux E., Mehler J. Is Numerical Comparison Digital? Analogical and Symbolic Effects in Two-digit Number Comparison. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 1990, 16(3), 626–641.

Gordeeva T.O., Osin E.N. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(24), 4. http://psystudy.ru(in Russian, abstr. In English)

Kochergina E.V., Nai Dzh.V.K., Orel E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2013, 6(27), 4. http://psystudy.ru (in Russian, abstr. in English)

Kruglova N.F. Ekspress-diagnostika i korrektsiya regulyatorno-kognitivnoi struktury uchebnoi deyatel'nosti u podrostkov. Moscow: Flinta, 2000.(in Russian)

Kruglova N.F. In: V.I. Morosanova (Red.), Lichnostnye i kognitivnye aspekty samoregulyatsii deyatel'nosti cheloveka. Moscow: Psychological Institute RAO, 2006. pp. 204–234. (in Russian)

Kuhl J. A functional-design approach to motivation and self-regulation: The dynamics of personality systems interactions. In: M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner (Eds.), Handbook of self-regulation. San Diego: Academic Press, 2000. pp. 111–169.

Matthews G., Zeidner M. Emotional intelligence, adaptation to stressful en-counters, and health outcomes. In: R. Bar-On, J.D.A. Parker (Eds.), Handbook of emotional intelligence. New York: Jossey-Bass, 2000. pp. 459–489.

Morosanova V.I. Mir psikhologii, 2013, No. 2, 189–200. (in Russian)

Morosanova V.I. Samoregulyatsiya i individual'nost' cheloveka. Moscow: Nauka, 2010.(in Russian)

Morosanova V.I. Voprosy psikhologii, 2011, No. 3, 106–118. (in Russian)

Morosanova V.I., Filippova E.V. Vestnik RUDN. Seriya Psikhologiya i pedagogika, 2009, No. 4, 37–43. (in Russian)

Morosanova V.I., Tsyganov I.Yu., Vanin A.V., Filippova E.V. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(24), 5. http://psystudy.ru. (in Russian, abstr. In English)

Morosanova V.I., Vanin A.V., Tsyganov I.Yu. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya, 2011, 4(1), 48–61. (in Russian)

Siegler R.S., Opfer J.E. The Development of Numerical Estimation: Evidence for Multiple Representations of Numerical Quantity. Psychological Science, 2003, 14(3), 237–243.

Tikhomirova T.N., Kovas Yu.V. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2012, No. 2, 237–244. (in Russian)

Zimmerman B.J. A Social Cognitive View of Self-Regulated Academic Learning. Journal of Educational Psychology, 1989, 81(3), 329–339.

Zyryanova N.M., Chertkova Yu.D. Psikhologicheskie issledovaniya, 2011, 5(19). http://psystudy.ru (in Russian, abstr. in English)

Число просмотров

Просмотров: 60

Опубликован

24.04.2014

Как цитировать

Моросанова, В., Фомина, Т., & Ковас, Ю. (2014). Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью. Психологические исследования, 7(34). https://doi.org/10.54359/ps.v7i34.636

Выпуск

Раздел

Статьи