Сравнительный анализ группового и индивидуального проведения методики «Рисунок семьи»: результаты и перспективы
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v6i31.666Ключевые слова:
проективные методы для детей, проективная методика «Рисунок семьи», условия проведения проективного метода, детские рисункиАннотация
Излагается сравнительный анализ результатов проведения проективной методики «Рисунок семьи» в условиях ее группового и индивидуального предъявления детям дошкольного возраста. Показано, что проективный материал, который актуализируется в различных условиях предъявления методики, отличается по степени дифференцированности, выразительности, а также по своему качеству, уровню конфликтности и определенной глубины. Делается вывод, что условия предъявления методики определяют структуру и качество получаемого проективного материала. Отсюда следует, что условия предъявления данной методики важно каждый раз рефлексировать, и, учитывая их, квалифицировать полученные проективные содержания. Исследуются также индивидуальные вариации проективной продукции в рамках этих двух типов условий.
Скачивания
Литература
Bellak L., Abrams D. The TAT, CAT and SAT in clinical use. N.Y., 1997.
Bender L. Childhood psychiatric techniques meeting. Springfield, Thomas, 1952.
Buck J.N. In: Proektivnaya psikhologiya. Moscow: EKSMO-Press, 2000, pp. 260–344. (in Russian)
Burlakova N.S. Psikhologicheskaya diagnostika, 2008, Nо. 5, 49–81. (in Russian)
Burlakova N.S. On new opportunities and prospects of development of projective study. In: Y.P. Zinchenko, V.F. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2011, pp. 243–260.
Burlakova N.S. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2012, 9(4), 111–124. (in Russian)
Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Proektivnye metody: teoriya, praktika primeneniya k issledovaniyu lichnosti rebenka. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, 2001. (in Russian)
DiLeo J. Detskii risunok: Diagnostika i interpretatsiya. Moscow: Aprel' Press, 2009. (in Russian)
Falk J.D. Understanding children’s art: An analysis of the literature. Journal of Personality Assessment, 1981, 45(5), 465–472.
Golomb C. The child´s creation of a pictorial world. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2004.
Hammer E.F. (Ed.) Clinical applications of projective drawings. Springfield, Illinois: Charles Thomas, 1980.
Khomentauskas G.T. Sem'ya glazami rebenka. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)
Khomentauskas G.T. In: Bodalev A.A., Stolin V.V. (Eds.), Obshchaya psikhodiagnostika. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1987. (in Russian)
Klopfer W.G., Taulbee E.S. Projective tests. Annual Review of Psychology, 1976, 27, 543–567.
Lowenfeld V., Brittain W.L. Creative and mental growth. New York: MacMillan, 1987.
Machover K. Proektivnyi risunok cheloveka. Moscow: Smysl, 1996. (in Russian)
Malchiodi C.A. Understanding children’s drawings. New York: Guilford Press, 1998.
Romanova E.S. Graficheskie metody v prakticheskoi psikhologii. St. Petersburg: Rech', 2001. (in Russian)
Schafer R. Psychoanalytic interpretation of Rorschach testing. New York: Gruny and Stratton, 1954.
Spivakovskaya A.S. Profilaktika detskikh nevrozov. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1988. (in Russian)
Zakharov A.I. Psikhoterapiya nevrozov u detei i podrostkov. Leningrad: Meditsina, 1982. (in Russian)