Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Related Articles

2017 Том 10 No. 55

Ржанова И.Е., Алексеева О.С. Различия ценностей мужчин и женщин

РЖАНОВА И.Е., АЛЕКСЕЕВА О.С. РАЗЛИЧИЯ ЦЕННОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
English version: Rzhanova I.E., Alekseeva O.S. Differences in values between men and women

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия

Сведения об авторах
Литература
Ссылка для цитирования


Представлены результаты сравнения ценностей мужчин и женщин на российской выборке. Во многих исследованиях ценностей отмечается существование различий ценностных предпочтений мужчин и женщин. Мужчины склонны в большей степени отдавать предпочтение ценностям Власть, Стимуляция и Достижение, женщины – ценностям Универсализм и Благожелательность. Сравнение ценностей Безопасность, Конформность, Традиция, Гедонизм и Самостоятельность не выявило различий у мужчин и женщин. В представленном исследовании приняли участие 466 человек – 289 представителей поколения родителей (41% мужчин и 59% женщин, средний возраст 49,5 лет) и 177 представителей поколения детей (40% мужчин, 60% женщин, средний возраст 23,3 года). Для оценки ценностей использовалась методика «Портретный ценностный опросник» Шварца. На российской выборке были получены различия в иерархии ценностей мужчин и женщин в зависимости от возраста. Женщины из поколения родителей на первое место ставили ценность Безопасность, мужчины из поколения родителей на первое место ставили Благожелательность. Юноши и девушки из поколения детей на первое место ставили ценность Самостоятельность. При сравнении ценностей мужчин и женщин старшего поколения было выявлено следующее: у женщин выше показатели ценностей Безопасности и Универсализма (ценности второго уровня) и ценностей Сохранения и Заботы о людях и природе (ценности третьего уровня), у мужчин выше уровень ценности Риск-новизна. На выборке детей получено существенно меньше значимых различий. Юноши и девушки отличаются только по оценке ценности Безопасность – у девушек этот показатель выше. Различий по ценностям третьего уровня у юношей и девушек обнаружено не было.

Ключевые слова: ценности, половые различия, опросник Шварца, родители, дети

 

Одним из первых исследователей, положивших начало современным психологическим теориям ценностей, является Милтон Рокич. Рокич выделял два типа ценностей: инструментальные и терминальные. Инструментальные ценности представляют собой некий поведенческий идеал, к ним можно отнести честность, открытость, доброжелательность, целеустремленность и т.д. Терминальные ценности – это конечные жизненные цели, то, чего человек хочет достигнуть в течение своего существования. В свою очередь, терминальные ценности подразделяются на личностные и социальные. Особый интерес ученого вызывала трансформация ценностной структуры индивида в течение жизни. Он полагал, что основные ценности закладываются к юношескому возрасту, во взрослом возрасте ценности стабильны и в редких случаях могут модифицироваться. Основным фактором, способным привести к изменениям ценностной структуры индивида, он видел неудовлетворенность собой [Rokeach, Ball-Rokeach, 1989].

Другое влиятельное направление в изучении ценностей зародилось в русле социологии и связано с именем американского социолога Рональда Инглхарта. Инглхарт делал акцент на развитии общества как факторе трансформации ценностей индивидов, принадлежащих к определенной культуре. Любая культура, согласно концепции Инглхарта, может быть проанализирована с точки зрения ее нахождения на двух биполярных измерениях. Основными осями, определяющими характер культуры, являются: 1) выживание против самовыражения; 2) традиционный авторитет против секулярно-рационального авторитета [Inglehart, Welzel, 2010].

На данный момент в психологии наиболее популярной теорией ценностей является теория ценностной организации Ш.Шварца. Согласно Шварцу, ценности – это понятия или представления, которые имеют отношение к желаемому состоянию человека или его поведению, ценности не ограничиваются конкретными ситуациями, служат ориентиром при выборе или оценке поведения или события и упорядочены по относительной важности [Schwartz, Bilsky, 1990].

Шварц и Билски предположили, что ценности напрямую связаны с тремя универсальными человеческими потребностями: биологическими, социальными и потребностями сохранения человеческих групп. Учеными было проведено масштабное исследование, длившееся порядка 14 лет, в котором приняли участие более 64 000 человек из 67 стран. Была показана независимость от культурных влияний ценностной структуры [Schwartz, 2007]. Так, на личностном уровне были выделены 10 основных ценностных характеристик.

1. Безопасность (security) – личная и групповая безопасность.
2. Традиция (tradition) – сохранение культурных обычаев (религиозных, национальных и пр.).
3. Благожелательность (benevolence) – стремление к поддержанию благополучия окружающих людей.
4. Универсализм (universalism) – ответственность за благополучие всех людей и природы.
5. Самостоятельность (self-direction) – умение самостоятельно действовать, иметь независимые от мнения большинства мысли.
6. Риск-новизна (stimulation) – стремление к изменениям.
7. Достижение (achievement) – личный успех.
8. Конформность (conformity) – соответствие социальным ожиданиям.
9. Гедонизм (hedonism) – стремление к наслаждениям и удовольствиям.
10. Власть-богатство (power) – стремление к доминированию.

Шварц представил структуру ценностей, используя круговую диаграмму. Ценностный круг имеет два биполярных измерения. Первое измерение представляет собой забота о людях и природе (self-transcendence) против самоутверждения (self-enhancement), характеризует отношения личности к другим людям. Второе измерение представляет собой открытость к изменениям (оpeness to change) против сохранения (conservation) характеризует отношение личности к переменам, новизне, неопределенности.

Исследования различий ценностей мужчин и женщин

Широко известен тот факт, что половые различия стабильно выявляются по целому ряду характеристик личностной сферы. Так, у женщин более выражены такие личностные показатели, как невротизм [Fiengold, 1994; Schmitt et al., 2008; Costa et al., 2001; Lynn, Martyn, 1997; Ржанова, Алексеева, 2016], доброжелательность [Fiengold, 1994; Costa et al., 2001] и открытость чувствам, тогда как мужчины более уверены в себе [Brody, Hall, 2000; Byrnes et al., 1999; Maccoby, Jacklin, 1974] и демонстрируют более высокий уровень открытости идеям [Costa et al., 2001; Schmitt et al., 2008 ]. Половые различия по показателям ценностной сферы довольно часто становились объектом исследовательского интереса [Feather, 1975; Rokeach,1973; Beutel, Marini, 1995; Dietz et al., 2002; Prince-Gibson, Schwartz, 1998].

Если рассматривать 10 основных ценностей Шварца, то различия между мужчинами и женщинами наблюдаются по следующим характеристикам: у мужчин  выше показатели по ценностям Власти, Риска и Достижений, у женщин – по ценностям Универсализм и Благожелательность, а по ценностям Безопасность, Конформность, Традиция, Гедонизм и Самостоятельность различий не наблюдается [Prince-Gibson, Schwartz, 1998; Schwartz, Rubel-Lifschitz, 2009].

В 2005 году Шварц и Рубел опубликовали результаты масштабного метаанализа, основанного на данных из 127 независимых исследований, проведенных ранее в 70 странах по всему миру. Половые различия были выявлены для семи из десяти основных ценностей [Schwartz, Rubel, 2005; Schwartz, Rubel-Lifschitz, 2009]. Для мужчин оказались более значимы такие ценности, как Власть, Риск-новизна, Гедонизм, Достижение и Самостоятельность. Для женщин, по сравнению с мужчинами, более значимыми стали Благожелательность и Универсализм. Однако, несмотря на то что половые различия последовательно выявлялись на различных выборках, включенных в метаанализ, в целом величина эффекта фактора пола была незначительной и в среднем не превышала значение 0,2.

Выраженность же половых различий по ценностным показателям варьировала от страны к стране. Особый интерес представляет тенденция, выявленная в ходе межкультурного анализа половых различий. Так, в странах с более высоким уровнем социального равенства, в которых женщины имеют большие возможности для саморазвития, половые различия по показателям ценностной сферы более выраженны по сравнению со странами, для которых в большей степени характерен патриархальный уклад жизни. В частности, в странах с высоким индексом гендерного равенства мужчины приписывали существенно большее значение ценностям Власти и Достижения и существенно меньшее значение – Благожелательности, по сравнению с женщинами. Данная тенденция, а именно большая выраженность половых различий по ценностям в странах с высоким уровнем гендерного равенства, хорошо соотносится с результатами множества кросс-культурных исследований половых различий по показателям личности. В странах с патриархальной культурой различия между мужчинами и женщинами по характеристикам личностной сферы менее выраженны, по сравнению со странами, для которых характерны равноправие и эгалитаризм [Costa et al., 2001].

Шварц и его коллеги предложили следующее объяснение данному факту: в обществе с равными социальными возможностями для мужчин и женщин более четко выявляются истинные половые различия по ценностным предпочтениям, поскольку индивид в меньшей степени испытывает на себе давление социальных норм и предписаний. То есть если определенная ценность по своей сути более важна для определенного пола, то ее значение в свободных для выражения условиях будет возрастать для представителей данного пола [Schwartz, 2006, 2007].

Основной целью данного исследования стал анализ половых различий по ценностным показателям.

Методы

Выборка

В выборку вошли представители двух поколений. Старшее поколение – родители – 289 женщин и мужчин, имеющих детей старше 18 лет, и младшее поколение – их дети – 177 человек. Всего в исследовании приняли участие 466 человек.

41% выборки родителей составляют мужчины, и 59% выборки составляют женщины. Возраст родителей варьирует от 35 до 75 лет (среднее 49,5; стандартное отклонение 7,2). Статистически значимых различий по возрасту между мужчинами и женщинами в выборке родителей нет. 73% респондентов в выборке родителей имеют высшее образование.

60% выборки детей составляют женщины, 40% – мужчины. Возраст детей варьирует от 18 до 40 лет (среднее 23,3; стандартное отклонение 4,3). Статистически значимых различий по возрасту между мужчинами и женщинами в выборке детей нет. 73% респондентов имеют среднее и неоконченное высшее образование (в данную группу в основном входят студенты вузов), 25% имеют высшее образование.

Методики

Для оценки ценностей использовалась методика «Портретный ценностный опросник» Шварца в адаптации Магуна и Руднева [Магун, Руднев, 2008].

Опросник состоит из 21 описания разных людей, которые соответствуют ценностям первого уровня. Ценности второго уровня – типологические ценностные индексы – образуются путем суммирования 2–3 ценностей первого уровня. Ценности второго уровня включают в себя Безопасность, Конформность, Традицию, Самостоятельность, Риск, Гедонизм, Достижение, Власть, Благожелательность, Универсализм. Укрупненные категории ценностей (ценности третьего уровня) оцениваются через сложение показателей второго уровня. К ценностям третьего уровня относят Сохранение (Безопасность, Конформность, Традиция), Открытость изменениям (Самостоятельность, Риск, Гедонизм), Самоутверждение (Достижение, Власть), Забота о людях и природе (Благожелательность, Универсализм). Ценностные оси (ценности четвертого уровня) получают путем вычитания показателей третьего уровня.

Методы анализа данных

Для анализа результатов использовались t-критерий Стьюдента и d Коэна. Статистический подсчет проводился с помощью программы SPSS 19.

Результаты

Иерархия ценностей мужчин и женщин

Ранжирование ценностей выявило, что существуют различия в иерархии ценностей мужчин и женщин. Мужчины на первое место ставят ценность Самостоятельность, на второе – Благожелательность, на третье – Универсализм. У женщин на первом месте – ценность Безопасность (у мужчин – на четвертом месте), далее – Благожелательность и Универсализм. Ценность Самостоятельность женщины располагают на четвертом месте (см. табл. 1).

Наименее важными ценностям для мужчин являются Власть, Риск и Конформность. На выборке женщин ценность Власть-богатство занимает последнее 10-е место (8-е место на выборке мужчин), а ценность Конформность (которая была на последнем месте на выборке мужчин) располагается на 8-м месте.

Таблица 1
Иерархия ценностей мужчин и женщин

Ценности Мужчины (n = 188) Женщины (n = 278)
Ценности второго уровня Ранг Среднее* Ранг Среднее*
Безопасность 4 4,20 1 4,67
Конформность 10 3,50 9 3,50
Традиция 7 3,81 6 3,89
Самостоятельность 1 4,58 4 4,58
Риск-новизна 9 3,68 8 3,60
Гедонизм 5 4,02 5 4,12
Достижение 6 3,87 7 3,83
Власть-богатство 8 3,74 10 3,48
Благожелательность 2 4,53 2 4,66
Универсализм 3 4,43 3 4,63
Ценности третьего уровня
Сохранение 3 3,84 3 4,02
Открытость изменениям 2 4,09 2 4,10
Самоутверждение 4 3,81 4 3,65
Забота о людях и природе 1 4,47 1 4,64

Примечания. * – представлены средние арифметические оценок.

Ранжирование ценностей третьего уровня не отличается в зависимости от пола респондентов: самой важной стала ценность Забота о людях и природе, далее Открытость изменениям, затем Сохранение и на последнем месте – Самоутверждение.

Ценностное ранжирование отцов и матерей (представителей старшего поколения) различается. Наиболее важными ценностями для отцов являются Благожелательность, Универсализм, Самостоятельность. Для матерей на первом месте стоит ценность Безопасность (4-е место у отцов), затем Универсализм и Благожелательность. Наименее важной ценностью и для матерей, и для отцов является ценность Риск-новизна (см. табл. 2).


Таблица 2
Иерархия ценностей отцов и матерей

Ценности Отцы (n = 118) Матери (n = 171)
Ценности второго уровня Ранг Среднее* Ранг Среднее*
Безопасность 4 4,39 1 4,88
Конформность 6 3,75 6 3,84
Традиция 5 4,10 5 4,32
Самостоятельность 3 4,51 4 4,48
Риск-новизна 10 3,44 10 3,13
Гедонизм 7 3,64 7 3,78
Достижение 8 3,61 8 3,49
Власть-богатство 9 3,60 9 3,32
Благожелательность 1 4,53 3 4,75
Универсализм 2 4,53 2 4,79
Ценности третьего уровня
Сохранение 2 4,08 2 4,35
Открытость изменениям 3 3,86 3 3,80
Самоутверждение 4 3,60 4 3,41
Забота о людях и природе 1 4,53 1 4,77

Примечания. * – представлены средние арифметические оценок.

Распределение ценностей третьего уровня несколько отличается от общего по выборке. Второй по важности ценностью родители считают Сохранение, а на третье место ставят Открытость изменениям.

Совершенно по-другому выглядит распределение ценностей у детей. Самая важная ценность для детей – это Самостоятельность, на втором месте Гедонизм, на третьем – Благожелательность, у юношей на 4-м месте – Достижения, а у девушек – Универсализм. Наименее важные ценности как для юношей, так и для девушек – Традиция и Конформность (см. табл. 3).

Среди ценностей третьего порядка у дочерей и сыновей на первом месте располагается Открытость изменениям, на втором – Забота о людях и природе, далее следует ценность Самоутверждение, и на последнем месте – Сохранение.

Таблица 3
Иерархия ценностей сыновей и дочерей

Ценности Сыновья (n = 70) Дочери (n = 107)
Ценности второго уровня Ранг Среднее* Ранг Среднее*
Безопасность 8 3,90 7 4,33
Конформность 10 3,07 10 2,96
Традиция 9 3,31 9 3,21
Самостоятельность 1 4,70 1 4,73
Риск-новизна 6 4,08 6 4,36
Гедонизм 2 4,67 2 4,67
Достижение 4 4,31 5 4,36
Власть-богатство 7 3,99 8 3,73
Благожелательность 3 4,53 3 4,52
Универсализм 5 4,27 4 4,38
Ценности третьего уровня
Сохранение 4 3,43 4 3,50
Открытость изменениям 1 4,48 1 4,59
Самоутверждение 3 4,15 3 4,05
Забота о людях и природе 2 4,37 2 4,44

Примечания. * – представлены средние арифметические оценок.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что, кроме половых различий в иерархии ценностей, есть еще и возрастные различия. Для женщин старшего возраста в наибольшей степени важна Безопасность, для мужчин старшего возраста – Благожелательность, а для юношей и девушек – Самостоятельность.

Сравнение ценностей мужчин и женщин в поколении родителей и в поколении детей

Следующим этапом анализа данных стало сравнение показателей мотивационно-ценностной сферы мужчин и женщин в группах родителей и детей. Нас интересовало, насколько существенно отличаются друг от друга матери и отцы по основным ценностным показателям.

В первую очередь был вычислен t-критерий по ценностям второго уровня при сравнении двух групп – матерей и отцов – в выборке родителей (см. табл. 4).

Таблица 4
Сравнение средних показателей мужчин и женщин по ценностям второго уровня, полученных на выборке родителей

Ценности Cредние t-значение Уровень значимости (p) d Коэна
Мужчины Женщины
Безопасность 8,77 9,76 –3,72 0,00 0,44
Конформность 7,50 7,70 –0,71 0,48 0,07
Традиция 8,20 8,63 –1,54 0,12 0,18
Самостоятельность 9,02 8,96 0,26 0,79 0,03
Риск-новизна 6,88 6,24 2,06 0,04 0,24
Гедонизм 7,28 7,58 –0,98 0,32 0,11
Достижение 7,22 7,00 0,70 0,48 0,09
Власть-богатство 7,16 6,66 1,84 0,06 0,23
Благожелательность 9,06 9,50 –1,83 0,07 0,21
Универсализм 13,68 14,38 –2,37 0,02 0,27

Примечания. Курсивом выделены показатели, по которым выявлены статистически значимые различия.

Были получены значимые различия между матерями и отцами (мужчинами и женщинами в выборке родителей) по следующим ценностям второго уровня: Безопасность, Риск-новизна, Универсализм. В целом у женщин выше показатели Безопасности, то есть стремления к поддержанию личной и общественной безопасности, а также Универсализма, то есть ощущения личной ответственности за благополучие мира в целом и людей. В то время как у мужчин (отцов) выше уровень ценности Риск-новизна, отражающей стремление к изменениям, модернизации. Следует отметить, что, как и в исследовании Шварца [Schwartz, Rubel, 2005], в данном случае размер эффекта (d Коэна) довольный слабый для всех значимых различий.

Поскольку на выборке родителей при сравнении отцов и матерей мы фактически получили четкую картину половых различий по ценностям второго уровня, нам было интересно, будут ли выявлены те же самые различия между мужчинами и женщинами на выборке детей, или же характер влияния фактора пола на ценностные предпочтения будет иным в более молодой по возрасту группе. Данные сравнения мужчин и женщин по ценностям второго уровня в группе детей представлены в табл. 5.

Таблица 5
Сравнение средних показателей мужчин и женщин по ценностям второго уровня, полученных на выборке детей

Ценности Cредние t-значение Уровень значимости (p) d Коэна
Мужчины Женщины  
Безопасность 7,79 8,65 –2,28 0,02 0,35
Конформность 6,16 5,92 0,66 0,50 0,09
Традиция 6,64 6,42 0,65 0,51 0,09
Самостоятельность 9,38 9,46 –0,29 0,76 0,04
Риск-новизна 8,15 8,71 –1,41 0,15 0,22
Гедонизм 9,25 9,34 –0,28 0,77 0,00
Достижение 8,56 8,72 –0,44 0,65 0,05
Власть-богатство 7,98 7,45 1,39 0,16 0,22
Благожелательность 9,07 9,04 0,07 0,94 0,00
Универсализм 12,76 13,13 –0,81 0,41 0,11

Примечания. Курсивом выделены показатели, по которым выявлены статистически значимые различия.

Значимые различия между мужчинами и женщинами на выборке «детей» были выявлены лишь для одной ценностной характеристики – Безопасности. Как и женщины из группы родителей, женщины из группы «детей» получили более высокие показатели по данной ценности.

В таблице представлены данные по сравнению средних мужчин и женщин по ценностям третьего уровня, полученным на выборке родителей. Были выявлены статистически значимые различия между матерями и отцами по ценностям Сохранение и Забота о людях и природе». Оба показателя в целом выше у женщин по сравнению с мужчинами (см. табл. 6). При сравнении мужчин и женщин в группе детей по данным показателям статистически значимых различий выявлено не было (см. табл. 7).

Таблица 6
Сравнение средних показателей мужчин и женщин по ценностям третьего уровня, полученных на выборке родителей

Ценности Cредние t-значение Уровень значимости (p) d Коэна
Мужчины Женщины
Сохранение 24,47 26,11 –2,45 0,01 0,28
Открытость изменениям 23,18 22,78 0,62 0,53 0,08
Самоутверждение 14,41 13,66 1,43 0,15 0,18
Забота о людях и природе 22,64 23,88 –2,44 0,02 0,28

Примечания. Курсивом выделены показатели, по которым выявлены статистически значимые различия.

Таблица 7
Сравнение средних показателей мужчин и женщин по ценностям третьего уровня, полученных на выборке детей

Ценности Cредние t-значение Уровень значимости (p) d Коэна
Мужчины Женщины
Сохранение 20,60 21,00 –0,48 0,63 0,08
Открытость изменениям 26,78 27,53 –0,91 0,36 0,12
Самоутверждение 16,54 16,18 0,55 0,58 0,10
Забота о людях и природе 21,83 22,17 –0,51 0,61 0,07



Различия между матерями и отцами выявлены по показателям обеих интегральных ценностных осей. У женщин более выражена склонность к предпочтению ценностей Сохранения и Заботы о людях. Следует отметить тот факт, что знаки перед средними значениями (а знаки указывают на полюсы по ценностным осям) совпадают у мужчин и женщин. Таким образом, и мужчины, и женщины из группы родителей склонны отдавать предпочтение одним и тем же ценностям – ценностям Сохранения и Заботы о природе и человеке, однако выраженность этих предпочтений у женщин статистически выше, чем у мужчин (см. табл. 8).

Таблица 8
Сравнение средних показателей мужчин и женщин по ценностям четвертого уровня (ценностным осям), полученных на выборке родителей

Ценности Cредние t-значение Уровень значимости (p) d Коэна
Мужчины Женщины
Открытость изменениям – сохранение –1,29 –3,33 2,20 0,03 0,26
Забота о людях и природе – самоутверждение 8,23 10,21 –2,89 0,00 0,35

Примечания. Курсивом выделены показатели, по которым выявлены статистически значимые различия.

В группе детей статистически значимых различий между мужчинами и женщинами по показателям наиболее интегрированного четвертого уровня ценностей не выявлено. Таким образом, можно говорить о том, что для поколения родителей свойственны значительные различия между мужчинами и женщинами по показателям мотивационно-ценностной сферы. Женщины из старшей группы в большей степени, чем мужчины, выделяют ценности, связанные с безопасностью человека и общества в целом, сохранением традиций, заботой об окружающих и природе в целом, в то время как в младшей группе статистически значимые различия между мужчинами и женщинами выявляются лишь на втором уровне ценностей и только по одному параметру – Безопасность. Женщины получили более высокие оценки по нему, нежели мужчины. На более обобщенных ценностных уровнях половых различий выявлено не было (см. табл. 9).

Таблица 9
Сравнение средних показателей мужчин и женщин по ценностям четвертого уровня (ценностным осям), полученных на выборке детей

Ценности Cредние t-значение Уровень значимости (p) d Коэна
Мужчины Женщины
Открытость изменениям – сохранение 6,18 6,53 –0,29 0,77 0,03
Забота о людях и природе – самоутверждение 5,28 5,99 –0,83 0,40 0,13

Заключение

Для поколения родителей свойственны значительные различия между мужчинами и женщинами по показателям мотивационно-ценностной сферы. Женщины чаще, по сравнению с мужчинами, отдают предпочтение Безопасности и Универсализму, в то время как мужчины значимо чаще выбирают Риск-новизну. Анализ половых различий на всех уровнях ценностной структуры продемонстрировал, что женщины из старшей группы в большей степени, чем мужчины, выделяют ценности, связанные с безопасностью человека и общества, сохранением традиций, заботой об окружающих и природе. Эти результаты согласуются с данными, полученными в другом исследовании русскоговорящих мужчин и женщин, проведенном в Эстонии: женщины старшего поколения, по данным Тульвисте и коллег, в большей степени отдают предпочтение ценностям сохранения и заботы о людях и природе, чем мужчины [Tulviste et al., 2014].

В группе более младшего возраста статистически значимые различия между мужчинами и женщинами выявляются лишь на втором уровне ценностей и только по одному параметру – Безопасность. Женщины получили более высокие оценки по нему, нежели мужчины. На более обобщенных ценностных уровнях половых различий выявлено не было.

Таким образом, половые различия в ценностных предпочтениях более ярко выражены в группе родителей по сравнению с группой детей. В метаанализе, проведенном ранее Шварцем, было показано, что половые различия по ценностным показателям либо значимо ослабевают, либо совсем исчезают в тех случаях, когда выборку исследования составляют респонденты юношеского возраста (феномен студенческой выборки) [Schwartz, Rubel, 2005]. Поскольку большая часть выборки «взрослых детей», принявших участие в нашем исследовании, как раз находятся в юношеском возрасте и являются студентами московских вузов, можно с уверенностью говорить о том, что мы получили схожую картину.

Особый интерес представляет характер выявленных различий. Так, полученное расхождение между мужчинами и женщинами по Благожелательности и Риску совпадает с опубликованными ранее данными [Prince-Gibson, Schwartz, 1998; Schwartz, Rubel-Lifschitz, 2009]. По сравнению с представителями противоположного пола, мужчины чаще отдают предпочтение Риску, женщины – Благожелательности, в то время как половые различия по Безопасности выявляются сравнительно редко. В обзорной статье, посвященной природе половых различий в ценностной иерархии, Шварц указывает на то, что безопасность является базовой человеческой потребностью и наличие различий между мужчинами и женщинами по данной ценности не имеет под собой ни эволюционного, ни социокультурного основания [Prince-Gibson, Schwartz, 1998]. В то же время на нашей выборке именно по данному ценностному параметру были выявлены половые различия в обеих возрастных группах. Женщины значимо чаще отдают предпочтение данной ценности, по сравнению с мужчинами. На наш взгляд, выявленная тенденция заслуживает отдельного изучения и может быть объяснена особенностями, характерными для российского общества.


Литература

Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Вестник общественного мнения, 2008, 1(93), 33–58.

Ржанова И.Е., Алексеева О.С. Половые различия по когнитивным и личностным характеристикам у сиблингов в двухдетных семьях. Психологические исследования, 2016, 9(45), 10. http://psystudy.ru

Beutel A.M., Marini M.M. Gender and values. American Sociological Review, 2005, Vol. 60, 436–448.

Brody L.R., Hall J.A. Gender, emotion, and expression. In: M. Lewis, J.M. Haviland (Eds.), Handbook of emotions. NewYork, NY: Guilford Press, 2000. pp. 338–349.

Byrnes J.P., Miller D.C., Schafer W.D. Gender differences in risk taking: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 1999, 125(3), 367–383.

Costa P.T., Terracciano A., McCrae R.R. Gender differences in personality traits across cultures: Robust and surprising findings. Journal of Personality and Social Psychology, 2001, 81(2), 322–331.

Dietz T., Kalof L., Stern P.C. Gender, Values, and Environmentalism, Social Science Quarterly, 2002, 83(1), 353–364.

Feather N.T. Values in education and society. NewYork, NY: Free Press, 1975.

Fiengold A. Gender differences in Personality: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin, 1994, 116(3), 429–456.

Inglehart R., Welzel C. Changing mass priorities: The link between modernization and democracy. Reflections, 2010, 8(2), 551–567.

Lynn R., Martin T. Gender differences in extraversion, neuroticism, and psychoticism in 37 countries. Journal of Social Psychology, 1997, 137(3), 369–373.

Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974.

Prince-Gibson E., Schwartz S.H. Value Priorities and Gender. Social Psychology Quarterly, 1998, 61(1), 49–67.

Rokeach M. The nature of human values. New York, NY: Free Press, 1973.

Rokeach М., Ball-Rokeach S.J. Stability and change in American value priorities, 1968–1981. American Psychologist, 1989, 44(5), 775–784.

Schmitt D.P., Realo A., Voracek M., Allik J. Why can’t a man be more like a woman? Sex differences in Big Five personality traits across 55 cultures. Journal of Personality and Social Psychology, 2008, 94(1), 168–182.

Schwartz S.H. A theory of cultural value orientations: Explication and applications. Comparative Sociology, 2006, 5(2), 136–182.

Schwartz S.H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations. In: R. Jowell (Ed.), Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey. London: Sage, 2007. pp. 169–203.

Schwartz S.H., BilskyW. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 58(5), 878–891.

Schwartz S.H., Rubel T. Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multi-method studies. Journal of Personality and Social Psychology, 2005, 89(6), 1010–1028.

Schwartz S.H., Rubel-Lifschitz T. Cross-National Variation in the Size of Sex Differences in Values: Effects of Gender Equality. Journal of Personality and Social Psychology, 2009, 97(1), 171–185.

Tulviste T., Konstabel K., Tulviste P. Stability and change in value consensus of ethnic Estonians and Russian-speaking minority. International Journal of Intercultural Relations, 2014, Vol. 39, 93–102.

Поступила в редакцию 3 августа 2017 г. Дата публикации: 25 октября 2017 г.

Сведения об авторах

Ржанова Ирина ЕвгеньевнаНаучный сотрудник, лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Алексеева Ольга Сергеевна. Научный сотрудник, лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Ржанова И.Е., Алексеева О.С. Различия ценностей мужчин и женщин. Психологические исследования, 2017, 10(55), 8. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Ржанова И.Е., Алексеева О.С. Различия ценностей мужчин и женщин // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1479-rzhanova55e.html

К началу страницы >>