Индекс рабочей памяти как один из основных показателей теста Векслера для дошкольников

Авторы

  • Ирина Ржанова
  • Ольга Алексеева
  • Анна Фоминых
  • Оксана Паршикова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.328

Ключевые слова:

рабочая память, тест Векслера, дошкольники, интеллект

Аннотация

Тест Векслера для дошкольников (Wechsler preschool and primary scale of intelligence – fourth edition – WPPSI –IV) направлен на диагностику когнитивного развития детей от 2,5 до 7,7 года. Кроме общего показателя (коэффициента интеллекта) этот тест позволяет получить результаты по различным индексам: вербальная понятливость, зрительно-пространственный индекс, флюидный интеллект, скорость обработки информации, рабочая память. Индекс рабочей памяти составляют два принципиально новых субтеста, разработанных специально для этой версии теста Векслера – «Запоминание картинок» и «Зоопарк». Целью этой работы было изучить диагностические возможности данных субтестов. Исследование включало два этапа. На первом этапе с помощью теста Векслера для дошкольников – IV было обследовано 73 ребенка, находящихся в возрастном диапазоне от 2,5 до 4 лет. Дети выполняли следующие субтесты: 1) «Пассивный словарь», 2) «Кубики Коса», 3) «Запоминание картинок», 4) «Осведомленность», 5) «Складывание фигур», 6) «Зоопарк», 7) «Название картинок». На втором этапе выборку составил 71 ребенок в возрасте от 5 до 7 лет. Были проведены четыре методики: два субтеста из теста Векслера (детский вариант) – «Арифметический» и «Повторение цифр» и два субтеста из теста Векслера для дошкольников – IV, входящие в индекс рабочей памяти, – «Запоминание картинок» и «Зоопарк». На выборке младших дошкольников не были выявлены значимые взаимосвязи между субтестами, составляющими индекс рабочей памяти. Результаты субтеста «Зоопарк» коррелируют только с результатами по субтесту «Кубики Коса». На выборке старших дошкольников обнаружена взаимосвязь субтестов вербальной и зрительной рабочей памяти.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Ирина Ржанова
    Ржанова Ирина Евгеньевна. Научный сотрудник, лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: irinarzhanova@mail.ru
  • Ольга Алексеева
    Алексеева Ольга Сергеевна. Научный сотрудник, лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: olga__alexeeva@mail.ru
  • Анна Фоминых
    Фоминых Анна Яновна. Младший научный сотрудник, лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: aj.fominykh@gmail.com
  • Оксана Паршикова
    Паршикова Оксана Викторовна. Кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: ksapa2003@mail.ru

Библиографические ссылки

Alloway T.P., Gathercole S.E., Kirkwood H., Elliott J. The Cognitive and Behavioral Characteristics of Children With Low Working Memory. Child Development, 2009, 80(2), 606–621. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01282.x

Baddeley A.D. The episodic buffer: a new component of working memory? Trends in Cognitive Sciences, 2000, 4(11), 417–423. DOI: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(00)01538-2

Baddeley A.D. Vasha pamyat'. Rukovodstvo po trenirovke i razvitiyu [Your memory. A user's guide]. Moscow: Eksmo-press, 2001. (in Russian)

Baddeley A.D. Is Working Memory Still Working? European Psychologist, 2002, 7(2), 85–97. doi:10.1027//1016-9040.7.2.85 DOI: https://doi.org/10.1027//1016-9040.7.2.85

Baddeley A.D., Gathercole S., Papagno C. The Phonological Loop as a Language Learning Device. Psychological Review, 1998, 105(1), 158–173. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.105.1.158

Baddeley A.D., Hitch G.J. Working Memory. In: G. Bower (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation. San Diego, CA: Academic Press, 1974. Vol. 8, pp. 47–90. DOI: https://doi.org/10.1016/S0079-7421(08)60452-1

Barrouillet P., Bernardin S., Camos V. Time Constraints and Resource Sharing in Adults’ Working Memory Spans. Journal of Experimental Psychology: General, 2004, 133(1), 83–100. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.133.1.83

Barrouillet P., Bernardin S., Portrat S., Vergauwe E., Camos V. Time and Cognitive Load in Working Memory. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2007, 33(3), 570–585. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.33.3.570

Blalock L.D., McCabe D.P. Proactive interference and practice effects in visuospatial working memory span task performance. Memory, 2011, 19(1), 83–91. doi:10.1080/09658211.2010.537035 DOI: https://doi.org/10.1080/09658211.2010.537035

CANTABeclipseTM: Software User Guide. Manual version 3. Cambridge: Cambridge Cognition Ltd, 2006.

Cowan N. An embedded-process model of working memory. In: A. Miyake, P. Shah (Eds.), Models of working memory: Mechanisms of active maintenance and executive control. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. pp. 62–101. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9781139174909.006

Diamond A. Executive Functions. Annual Review of Psychology, 2013, Vol. 64, 135–168. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750

Emmorey K., Giezen M.R., Petrich J.A.F., Spurgeon E. The relation between working memory and language comprehension in signers and speakers. Acta Psychologica, 2017, Vol. 177, 69–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2017.04.014

Engle R.W. Working Memory Capacity as Executive Attention. Current Directions in Psychological Science, 2002, Vol. 11, 19–23. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8721.00160

Filimonenko Yu.I., Timofeev V.I. Test D.Vekslera. Diagnostika struktury intellekta (detskii variant) [D.Wechsler test. Diagnostics of intelligence structure]. St. Petersburg: Imaton, 2001. (in Russian)

Hartshorne J.K. Visual Working Memory Capacity and Proactive Interference. PLoS ONE, 2008, 3(7), e2716. doi:10.1371/journal.pone.0002716 DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0002716

Kane M.J., Engle R.W. Working-Memory Capacity, Proactive Interference, and Divided Attention: Limits on Long-Term Memory Retrieval. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2000, 26(2), 336–358. DOI: https://doi.org/10.1037/0278-7393.26.2.336

Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children. Second edition. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 2004.

Lipinski J., Simmering V.R., Johnson J.S., Spencer J.P. The Role of Experience in Location Estimation: Target Distributions Shift Location Memory Biases. Cognition, 2010, 115(1), 147–153. doi:10.1016/j.cognition.2009.12.008. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2009.12.008

Makovski T., Jiang Y.V. Indirect assessment of visual working memory for simple and complex objects. Memory and Cognition, 2008, 36(6), 1132–1143. doi: 10.3758/MC.36.6.1132 DOI: https://doi.org/10.3758/MC.36.6.1132

Nisbett R.E., Aronson J., Blair C., Dickens W., Flynn J., Halpern D.F., Turkheimer E. Intelligence. New Findings and Theoretical Developments. American Psychologist, 2012, 67(2), 130–159. doi: 10.1037/a0026699 DOI: https://doi.org/10.1037/a0026699

Nurkova V.V. Obshchaya psikhologiya [General psychology]. Moscow: Akademiya, 2006. Vol. 3. Pamyat'. (in Russian)

Petrides M. Impairments on nonspatial self-ordered and externally ordered working memory tasks after lesions of the mid-dorsal part of the lateral frontal cortex in the monkey. Journal of Neuroscience, 1995, Vol. 15, 359–375. DOI: https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.15-01-00359.1995

Utochkin I.S., Yurevich M.A., Bulatova M.E. Rossiiskii zhurnal kognitivnoi nauki, 2016, 3(3), 58–76. (in Russian)

Vandenbroucke L., Verschueren K., Desoete A., Aunio P., Ghesquière P., Baeyens D. Crossing the bridge to elementary school: The development of children’s working memory components in relation to teacher-student relationships and academic achievement. Early Childhood Research Quarterly, 2018, Vol. 42. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.08.004

Vergauwe E., Barrouillet P., Camos V. Do Mental Processes Share a Domain-General Resource? Psychological Science, 2010, 21(3), 384–390. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797610361340

Watkins M.W., Beaujean A.A. Bifactor Structure of the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence – Fourth Edition. School Psychology Quarterly, 2014, 29(1), 52–63. DOI: https://doi.org/10.1037/spq0000038

Wechsler D. Wechsler Adult Intelligence Scale – Fourth Edition. San Antonio, TX: Pearson, 2008. DOI: https://doi.org/10.1037/t15169-000

Wechsler D. Wechsler Preschool And Primary Scale of Intelligence – Fourth Edition. San Antonio, TX: Pearson, 2012.

Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children – Fifth Edition. San Antonio, TX: Pearson, 2014.

Wongupparaj P., Kumari V., Morris R.G. The relation between a multicomponent workingmemory and intelligence: The roles of central executive and short-term storage functions. Intelligence, 2015, Vol. 53, 166–180. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2015.10.007

Опубликован

27.02.2018

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Индекс рабочей памяти как один из основных показателей теста Векслера для дошкольников. (2018). Психологические исследования, 11(57). https://doi.org/10.54359/ps.v11i57.328