Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности

Авторы

  • Татьяна Марцинковская
  • Юлия Турушева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.387

Ключевые слова:

нарратив, неопределенность, множественность, изменчивость, транзитивность, психологический хронотоп, кризис и обретение смысла

Аннотация

Раскрывается понятие социально-психологической транзитивности, связанное с множественностью, неопределенностью и изменчивостью. Показывается связь социальных и психологических аспектов транзитивности. Доказывается необходимость разработки нового подхода к построению категориального строя психологии, перехода от матричного к сетевому принципу соотношения между категориями. Проводится аналогия между неопределенностью в гуманитарных и естественных науках, доказывается плодотворность использования понятия психологический хронотоп для исследования психологии личности в транзитивном мире. Сложная структура психологического хронотопа раскрывает соотношение между социальными и персональными пространствами и временами. При этом анализ возможных вариантов развития личности соотносится не только с тремя пространственными координатами, но и с тремя временами. Предлагается выделять в большом пространственном временном континууме хронотопа жизни малые хронотопы, характеризующие отдельные периоды жизни людей. Показывается положительное и отрицательное значение гетерохронности, важность гармонии между объективными и субъективными аспектами психологического хронотопа, которое возможно внутри одной социальной (субкультурной) группы людей, представленной в виде социальной сети. Раскрывается понятие внутренней формы психологического хронотопа, показывается роль «остранения», выхода за пределы собственной жизни, помогающая осознанию себя и смысла своего существования. Доказывается ведущая роль автобиографического нарратива в изучении личности и в процессе рефлексии людьми смысла своей жизни. Приводятся различные подходы к пониманию нарратива и его связи с «травмой идентичности», личностным кризисом и потерей / обретением смысла. Показывается, что именно в языке происходит окончательное формирование смысла, а новая смысловая структура ведет к перестройке личности. Хотя нарратив повествует об уникальном опыте, он всегда направлен на адресата, позволяя «вписать» личностный смысл в общекультурное поле. Доказывается, что освоение нарративной формы позволяет человеку понять, что неопределенность является частью нашей жизни, и быть готовым к вызову неопределенности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Татьяна Марцинковская
    Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, д. 9-1, 125319 Москва, Россия; зам. директора института психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия; заведующая лабораторией психологии личности, факультет психологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия.E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru
  • Юлия Турушева
    Турушева Юлия Борисовна. Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.E-mail: turusheva.yulia@gmail.com

Библиографические ссылки

Ankersmit F.R. Vozvyshennyi istoricheskii opyt [Sublime Historical experience]. Moscow: Evropa, 2007. (in Russian)

Badiou A. Filosofiya i sobytie [Philosophy and event]. Moscow: IOI, 2013. (in Russian)

Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki [Questions of Literature and Aesthetics]. Moscow: Khudozhestvennaya literatura 1975. (in Russian)

Bakhtin M.M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo [Problems of Dostoyevsky’s Art]. Kiev: Next, 1994. (in Russian)

Bernshtein N.A. Fiziologiya dvizhenii i aktivnost' [Physiology of movements and activity]. Moscow: Nauka, 1990 . (in Russian)

Brodsky I.A. Sochineniya Iosifa Brodskogo [Works by Joseph Brodsky]. St. Petersburg: Pushkinskii fond, 1992. (in Russian) Bruner J. Self-making and world-making. Journal of Aesthetic Education, 1991, 25(1), 67–78.

Dubin B.V. Inostrannaya literatura, 2000, No. 4, 108—110. (in Russian)

Frankl V. Osnovy logoterapii. Psikhoterapiya i religiya. [The basics of logotherapy. Psychotherapy and religion]. St. Petersburg: Rech', 2000. (in Russian)

Gadamer Kh.-G. Istina i metod: Osnovy filosofskoi germenevtiki [Truth and Method]. Moscow: Progress, 1988. (in Russian)

Geizenberg V. Uspehi fizicheskikh nauk, 1977, 121(4), 657—677. (in Russian)

Girenok F.I. In: Sobytie i smysl (Sinergeticheskii opyt yazyka) [Event and meaning (Synergistic experience of the language)]. Moscow: Institut filosofii RAN, 1999. (in Russian)

Golofast V.B. Tri sloya biograficheskogo povestvovaniya. Biograficheskii metod v izuchenii postsotsialisticheskikh obshchestv [Three layers of biographical narrative. Biographical method in the study of post-socialist societies.]. St. Petersburg: Tsentr nezavisimykh sotsiologicheskikh issledovanii, 1997. pp. 23–26. (in Russian)

Krossli M. Narrativnaya psikhologiya. Samost', psikhologicheskaya travma i konstruirovanie smyslov [Introducing Narrative Psychology: Self, Trauma and the Construction of Meaning]. Moscow: DMK-Press, 2013. (in Russian)

Leontiev D.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(40), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Lotman Yu.M. In: Yu.M. Lotman. Ob iskusstve [About art]. St. Petersburg: Iskusstvo, 1998. pp. 14–285. (in Russian)

Mamardashvili M.K. Psikhologicheskaya topologiya puti [Psychological topology of the path]. St. Petersburg.: Izdatel'stvo Russkogo khristianskogo gumanitarnogo instituta, 1997. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 3(5), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015a, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Voprosy psikhologii, 2015b, No. 6, 1–11. (in Russian)

Mink L.O. Historical Understanding. New York, NY: Cornell University Press, 1987.

Riker P. Vremya i rasskaz [Time and Narrative ]. Moscow: Universitetskaya kniga, 1998. (in Russian)

Sapogova E.E. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2009, No. 1, 49–56. (in Russian)

Shklovskii V.B. O teorii prozy [Theory of Prose]. Moscow: Federatsiya, 1929. (in Russian)

Tyupa V.I. Vvedenie v sravnitel'nuyu narratologiyu [Introduction to comparative narratology]. Moscow: Intrada, 2016. (in Russian)

Ukhtomskii A.A. Litso drugogo cheloveka [The face of the other]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Ivana Limbakha, 2008. (in Russian)

Опубликован

26.04.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности. (2017). Психологические исследования, 10(52). https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.387

Похожие статьи

1-10 из 963

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2 3 4 > >>